Главная » Статьи » Литература 20 века » Блок А.А. |
В категории материалов: 32 Показано материалов: 21-30 |
Страницы: « 1 2 3 4 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
«Двенадцать» — поэма А.А. Блока. Она была создана в порыве вдохновения за необычайно короткий срок. Первое упоминание о «Двенадцати» в записной книжке Блока относится к 8 января 1918 года. Под 27 и 28 января отмечена работа над поэмой. И затем 4 февраля сделана запись: «Двенадцать» — отделка, интервалы». Хронология произведения таким образом определяется совершенно точно: 8 января поэма начата и 28 вчерне закончена. |
Е. Эткинд выдвигает гипотезу о том, что главы-эпизоды поэмы оказываются попарно симметричными: первая глава имеет смысловое и образно-тематическое соответствие с двенадцатой, вторая — с одиннадцатой, третья — с десятой и т.д. Давайте разберемся, какова композиция поэмы Блока «Двенадцать». |
Поэма Блока «Двенадцать», жанр которой мы рассмотрим, очень сложна по своей художественной архитектонике. Она полифонична, многоголоса, в ней нет традиционного для поэмы образа лирического героя, прямо выраженного авторского «я». Редуцирован и сюжет, характерный для поэмного жанра, его роль в создании композиционного единства произведения явно понижена. Единство композиции формируется иными художественными средствами: рифмовкой широких образов-символов, переходом от полифонии и ритмической несобранности первых глав, призванных воспроизвести хаос как общее состояние мира, пережившего революцию, к ритмической стройности и «державности» последней главы. |
Тема поэта и поэзии — традиционная для русской лирики. Она включает в себя вопрос о назначении искусства, о задачах поэтического творчества, о миссии поэта, о его избранности и одиночестве, о миссии пророка и о том, чем приходится платить за избранничество. Тема поэта и поэзии в творчестве Блока трактуется не в традиционном ключе. Особенно ярко это видно в лирике третьего тома, где с образом художника в поэзию привносится тема трагического одиночества и непонятости. |
Обращение к событиям Куликовской битвы в цикле «На поле Куликовом» обусловлено историософской концепцией Блока. В 1912 году в примечаниях к третьему тому он писал: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». |
Что включает в себя понятие «лирический герой»? Можно ли говорить о том, что лирический герой — это и есть сам поэт, автор стихотворения или поэтического цикла? Почему нельзя отождествлять лирического героя и поэта? Нельзя в первую очередь потому, что лирический герой — это литературный герой, образ, запечатленный в художественном произведении; поэт, его творец, — живущий или некогда живший реальный человек, а не литературный персонаж. |
В центре первого тома лирики Блока — большой цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (весна 1901-го — осень 1902-го). Женский образ, созданный в первом томе, видоизменяясь и варьируясь, прошел через всю лирику поэта. Своего рода композиционным центром второго тома становится стихотворение 1906 года «Незнакомка» (Блок), анализ которого мы проведем. |
Книга «Стихов о Прекрасной Даме» состоит из шести циклов. Последний, седьмой, озаглавлен «Распутья» (1902— 1904). В стихах этого цикла появляются живые картины реальности, иногда детали, звенья какого-то сюжета, который лишь угадывается. Стихотворение «Фабрика» (1903) из этого цикла — одно из ранних социальных произведений А. Блока. Образы и настроения, отраженные в нем, навеяны впечатлениями от жизни на рабочей окраине Петербурга. |
Александр Александрович Блок - поэт (28.11. (16.11.) 1880 С.-Петербург — 7.8.1921 Петроград). Один из его предков — немецкий дворянин из Мекленбурга, лейб-врач императрицы Елизаветы. Отец этого поэта - профессор государственного права в Варшавском университете, мать его — переводчица художественной литературы. |
«Двенадцать» (1918 год) — непосредственный отклик Блока на Октябрьскую революцию. Завершив поэму, автор написал в своем дневнике: «Сегодня я гений». |