Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 20 века

В разделе материалов: 520
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 ... 51 52 »

Сергей Есенин воспринимается и читателями, и критиками прежде всего как певец русской природы. Это одна из ведущих тем его творчества. В стихотворениях Есенина отражается идеальная деревенская Россия, где под любящим взглядом поэта всё оживает и преображается, окрашивается в малиновые, синие, розовые и золотистые тона, обретает покой и гармонию. Недаром А.И. Солженицын был безмерно удивлён, когда посетил родину Есенина и увидел тесную избу, тёмную полоску леса, пустые стылые поля. Так не похож был пейзаж на поэтическую картину:


Серебряный век — это три десятилетия, прошедшие с лекции Д.С. Мережковского в октябре 1892 года «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» в Соляном городке в Петербурге и выхода в свет его книги «Символы. Песни и поэмы» до 1921–1922 годов. В это время погибли Блок, Гумилёв, умерли Хлебников, Короленко, были высланы из страны десятки писателей, поэтов, мыслителей (словно в дополнение к тем, кто уже успел эмигрировать).


Каждый вынужденный эмигрировать писатель, художник или музыкант хотел в своём творчестве воплотить память о Родине. У всех это получалось по-разному, но всегда искренне. Самым же проникновенным произведением об утраченной России, созданным в русском зарубежье, стал роман И.С. Шмелёва «Лето Господне» (1927-1948). Источником романа стали не просто воспоминания, его созданию предшествовала долгая жизнь писателя, наполненная драматическими переменами.


Главная тема стихотворения высказана уже в первой строфе: лирический герой, восхищаясь сказочной красотой зимы, завораживающего тихого снегопада, говорит:


Евгений Александрович Евтушенко (1933-2017) — русский поэт. Он родился в 1933 году на станции Зима Иркутской области в семье геологов. Рос и учился в Москве, военные годы провёл в эвакуации в Сибири, на своей малой родине. Сочинять стихи Евтушенко начал в детстве, первые публикации были уже в шестнадцатилетнем возрасте. Евтушенко рано определил своё призвание: он учился в Литературном институте, в 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей и тогда же издал первый сборник стихотворений «Разведчики грядущего», проникнутый юношеским пафосом строительства нового общества.


Стихотворение «Ты меня на рассвете разбудишь...» легло в основу рок-оперы «Юнона и Авось», либретто к которой написал Вознесенский. В этом стихотворении-песне сошлось прошлое и современное: в основе сюжета мюзикла — история любви русского графа, выполняющего важную государственную миссию, Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Кончиты. Само же стихотворение очень современно по духу. Например, образ Петербурга передаётся через ощущения лирического героя — современника Вознесенского:


Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010) — русский поэт. Он родился в 1933 году в Москве. Уже в юности он обнаружил интерес к изобразительному искусству, к музыке и поступил в Московский архитектурный институт, который окончил в 1957 году. Интерес к поэзии проявился у Вознесенского также рано: в четырнадцать лет подросток отправил свои стихи Пастернаку, и мастер высоко оценил их, сказав, что дождался прихода настоящего поэта в современную литературу.


Слова стихотворения «Мгновения» Рождественского впечатаны в память каждого, кто смотрел знаменитый фильм-сериал 1970-х годов «Семнадцать мгновений весны» (1973). Они составляют ритмическую основу фильма, сопровождают его события и, видимо, были выбраны режиссёром Т.М. Лиозновой потому, что идеально выражают мысль фильма, перекликаются с прекрасным исполнением главной роли артистом В.В. Тихоновым.


Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958) — русский поэт. Родился под Казанью в семье интеллигентов: отец работал агрономом, мать была сельской учительницей. Детство Заболоцкого прошло в Вятской губернии, в селе Сернур, вблизи провинциального города Уржума. Учился будущий поэт сначала в сельской школе, затем, с 1913 по 1920 год, в реальном училище, находившемся в его же селе.


Тему самоотдачи поэта Пастернак раскрывает в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво...». Слово «некрасиво» надо понимать широко: некрасиво — это и нехорошо, и стыдно, и мелко. Стихотворение можно рассматривать и как поучение молодому художнику, и как напоминание самому себе. Так, строки второй строфы обращены к начинающим поэтам, ещё не испытавшим искушение успехом и славой и мечтающим о них.


1-10 11-20 21-30 ... 501-510 511-520