Сочинение: Сергей Есенин и русская природа
Сергею Есенину едва исполнилось тридцать лет, когда трагически оборвалась его жизнь. Его поэтическое наследие пытались предать забвению, но ничто не могло убить народной любви к поэту, потому что он нес в мир любовь и милосердие, в которых так нуждается человек. Любовь во всех ее проявлениях — любовь к Родине, к матери, к женщине, к природе, к животному миру — все это присуще лирике Есенина, его душе. Как драгоценную живительную влагу, живую воду, он отдает ее читателям. Сильная сторона есенинской поэзии заключается еще и в том, что ему не надо было «подделываться» под народность, он знал ее изнутри. Выросший в крестьянской среде, Есенин от деда, матери, бабушки, воспринял живой, образный язык народных песен, сказок, поверий, а родная природа, берега Оки развили наблюдательность и образное мышление. Стремление к правде, красоте, добру, счастью было у него таким же, как у его односельчан, как у каждого человека. Но не каждому было дано выразить это так, как Сергею Есенину. Уже в ранних стихах мы ощущаем силу есенинской любви к родному краю, видим неброскую красоту и удивительную прелесть природы, слышим и различаем множество звуков, чувствуем радость жизни: Выткался на озере алый цвет зари. На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется — на душе светло. В этих стихах пейзаж еще состоит из отдельных зарисовок, объединенных тонким пониманием природы. «Сыплет черемуха снегом», «ходят грачи в полосе», «пахнет смолистой сосной». Здесь все еще дышится предощущением счастья, чистоты и свежести. Есенинская родина вся соткана из «березового ситца», она голубая и ясная, простая и понятная. Даже церковнославянская лексика не отягощает стиха, а способствует созданию более яркого и запоминающегося образа: «хаты — в ризах образа», «черная глухарка к всенощной зовет», «церквами у прясел рыжие стога»; поэт молится на алые зори, причащается у ручья, а псалтырь читает воробей. Так видеть мог только человек, воспитанный в вере, но относящийся к ней, как к природе, близкой и привычной. Мозаика слов складывается у Есенина причудливо, рождая неожиданные образы, основанные на крестьянском, народном видении мира: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет. Крестьянский быт у него во всем: ветер пляшет по равнинам, как «рыжий ласковый осленок», «солнца струганные дранки» загораживают синь неба, месяц ягненочком кудрявым «гуляет в голубой траве». Мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы определяет поэтику Есенина, он олицетворяет неживое: «ивы, кроткие монашки», «черемуха машет рукавом», «словно белою косынкой» подвязывается сосна, а клен похож на подгулявшего путника. «Не я выдумал этот образ, — признавался поэт, — он был и есть основа русского духа и глаза»: Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? Есенина роднит с народной поэзией не только представление о природе, но и отношение ко всему живому. Позже он скажет, что был счастлив не только тем, что «дышал и жил», но и тем, что Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. Стихи о животных естественно дополняют тему природы. Они названы просто: «Корова», «Табун», «Песня о собаке». И не может тут быть никакого чувства ложной стыдливости, что такие «низкие» предметы становятся объектом высокой поэзии. О «братьях наших меньших» поэт рассказывает с неизменной нежностью, а стихотворение «Песнь о собаке», в сущности, целая поэма о рождении, материнской любви, смерти и горе: И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. Со временем картины природы в стихах Есенина становятся иными, более сдержанными и грустными, освещаясь трудным опытом пережитого. Родной край видится «задумчивым и нежным», что-то уходит безвозвратно, лишь вода по-прежнему шумит «за мельницей крылатой» и мать также терпелива и заботлива. Тесную связь с матерью Есенин, теперь «знаменитый русский поэт», передает в стихах-песнях, полных сыновней любви и благодарности. От созерцания внешнего мира, от картин живой природы идут раздумья поэта о самом себе, о своей родине: Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой тяжести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. «Радуясь и мучаясь», Есенин живет одной жизнью с родиной, раздвинув ее границы от околицы села Константинова во всю ширь России. И хотя сам поэт считает себя последним певцом деревни, «золотой бревенчатой избы», во всех его стихах одна большая любовь — Родина, вобравшая в себя все, чем жил и что чувствовал один из ее сыновей. Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1344
| |