Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Анализ поэмы "Цыганы" Пушкина А.С.

  • Статья
  • Еще по теме

«Цыганы» — поэма А.С. Пушкина. Создавалась с января по октябрь 1824 года, окончательный вариант написан в ноябре-декабре того же года. Пушкин напечатал в «Полярной звезде» за 1825 г. и «Северных цветах на 1826 год» отрывки поэмы «Цыганы», весь текст вышел в марте 1827 г. отдельным изданием.

Это произведение — венец «южных» поэм Пушкина. Наиболее тесно «Цыганы» связаны с «Кавказским пленником»: герой-европеец и мир, где хранятся «естественные» законы, человек цивилизации и культура стихийного бытия, индивидуум и род, носитель фатальных страстей и свобода. В центре поэмы стоит характер, который не только тесним страстями, но и сам их порождает, — Алеко. Это и разочарованный, одинокий, странный герой времени, и страшный его символ. Байроновский тип развенчан в образе Алеко, обнаруживая свою ущербность и несостоятельность. Герой — беглец, которого «преследует закон». За ним — предыстория преступления. Для Алеко нет возврата назад. Мир цыган привлекает героя пестротой жизненных отношений. Он мечтает обрести в нем волю, освобождение от страстей и любви.

Однако сущностный конфликт, заключенный внутри его личности, — нетождество свободы для себя и свободы вообще. Ошибка Алеко в том, что он ищет волю не в глубине собственного духа, а вовне, и потому всегда несвободен. Стихию же любви ограничивает личным правом. Он не может принять высшую правду жизни, открываемую ему Стариком. В герое не умерли роковые смятения века, нет успокоения. Хотя он презирает оставленный свет, память о нем не исчезла. В душе Алеко царствуют ревность и мстительность, гордое и своевольное желание владеть судьбой другого. Сюжетной линии героя противостоит рассказанная старым цыганом легенда об Овидии-изгнаннике. Для Пушкина значимо страдание и мужество римского поэта. Алеко же переводит слова Старика в план мыслей о себе, о неправедности гонения. «Оковы просвещения» по-прежнему с героем. Песня Земфиры пробуждает демоническое начало. Алеко одержим пороками, от которых силится убежать. Он не учится прощать. Усложнение оценки героя, изображение его не как носителя авторской субъективности лишает романтический демонизм обаяния. Существенную роль в выяснении романтической личности играет реакция Алеко на историю о Мариуле, жене Старика: проясняется невозможность отказа от закона цивилизации — права собственности.

Убийство Земфиры и молодого цыгана — вершина реализации байронического характера. На другой же стороне — правда Божия, которую исповедует Старик. Отец Земфиры — обладатель мудрого знания о жизни, символ прощения и промыслительного согласия с событиями. Именно ему автор доверяет произнести духовный приговор над Алеко. Спастись от демонизма возможно в нахождении нравственного стояния, свободном приятии жизни, к чему обращается сам Пушкин. Индивидуализм повержен, но поэт замечает, что весь мир оказался заражен страстями роковыми. «Золотой век» остался в прошлом.

Правда Старика не выглядит столь же убедительной в действительности. Показывая трагизм романтической эпохи в поэме «Цыганы», Пушкин уповает на устранение разрыва личности с бытием и повседневностью. Романтические особенности произведения обусловливают этнографическую относительность действия, отсутствие исторической мотивировки характеров, живописность и музыкальность слова.

Среди музыкальных воплощений пушкинской поэмы — опера С.В. Рахманинова «Алеко» (1892 г.).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4392