Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

В категории материалов: 84
Показано материалов: 71-80
Страницы: « 1 2 ... 6 7 8 9 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Утятин же принадлежит к тому типу реакционных самодуров, которые не хотят считаться с законами жизни. Он «дурит по-старому» и не понимает, что его, Последыша, история обрекла на фарсовую роль. Само прозвище, которое дали князю крестьяне, знаменательно. Последыш — последний ребенок в семье. Утвердившееся за Утятиным прозвище подчеркивает авторскую мысль об исторической обреченности дворянства.


Одно из центральных мест в главе «Последыш» занимает образ «шутовского бурмистра» Клима Лавина, получивший в литературе о поэме очень различную трактовку. В Климе видят и «пройдоху, ловко приспосабливающегося к любым условиям», и «барского прихвостня», предателя крестьянских интересов, и даже «сторонника либеральной идеологии ». Думается, что подобные мнения далеки от истины. 


В № 1 и 2 журнала «Отечественные записки» за 1869 год напечатаны «Пролог» (ранее опубликованный), «Поп», «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». В N° 2 за 1870 год — главы «Счастливые» и «Помещик». Появление в печати первой части эпопеи вновь пробудило живую заинтересованность Некрасова в работе над ней, и в 1872 году он пишет главу под названием «Последыш» («Отечественные записки» № 2 за 1873 год).


Как мы помним, уже в 40-е годы помещик и мужик представлялись Некрасову двумя полярными величинами, антагонистами, интересы которых несовместимы. В «Кому на Руси жить хорошо» он столкнул лбами помещичью и мужицкую Русь и своей авторской волей заставил Оболта «исповедываться» перед мужиками, рассказывать о своей жизни, отдавая ее на суд народный.


В рассказе о Ермиле Гирине и его печальной судьбе большую четкость и остроту обретает высокий этический и злободневно-политический смысл спора мужиков о счастье. Уже композиционная отчлененность эпизода с Ермилом (он включается после реплики: «Эй, счастие мужицкое!..») подготовляет читателя к тому, что счастье его принципиально отлично от «дырявого с заплатами» мужицкого. 


Яким — крестьянин, землепашец (Лет тридцать жарится / На полосе под солнышком, / Под бороной спасается / От частого дождя), и одним из средств социальной характеристики героя является его портрет. Описание внешности человека строится на ряде параллельно развертывающихся сравнений: морщины-трещины на высохшей земле, шея — пласт, сохой отрезанный, волосы — песок, рука — кора древесная, человек — ком земли, присохший к сохе.


С проезжей дороги, где завязался спор мужиков, автор ведет нас (читателя) в самую гущу народной жизни, в толпу, на сельскую ярмарку. Картина сельской ярмарки, по мнению Некрасова, могла много дать для художественной обрисовки самых разнообразных народных типов и характеров, для выявления «подноготной» русского мужика. Конечно, далекий от народа человек, побродив по ярмарке час-другой, мало что поймет в жизни и судьбе народной. 


Первая глава рассказывает о встрече правдоискателей с попом. В чем же ее идейно-художественный смысл? Предполагая найти счастливого «в верхах», мужики прежде всего руководствуются мнением, что основа счастья всякого человека — «богачество», и пока им встречаются «мастеровые, нищие, / Солдаты, ямщики» да «свой брат крестьянин-лапотник», не возникает и мысли спрашивать


При работе над поэмой «Мороз, Красный нос» (1863) поэт поставил перед собой задачу углубленного анализа русского народного характера, художественного проникновения в самые сокровенные движения души, идеалы, чувства и представления своих народных героев. Поэма «Мороз, Красный нос» писалась, когда на спаде революционной волны запахло в стране реакцией, когда в рядах демократической интеллигенции в значительной мере пошатнулась вера в революционные возможности народа. 


«Народные поэмы» Некрасова — совершенно новый для русской литературы тип поэмы, где поэт-демократ, совершая свое поэтическое «хождение в народ», еще более смело, чем в лирике, «перешагнул заповедную грань непоэтического». Пусть мужик сделался в литературе 60-х годов героем дня и о нем говорили в многочисленных очерках и рассказах, но нужно было обладать дерзостью гения, чтобы решиться сделать этого мужика героем ПОЭМЫ, с ее давней романтической традицией, с ее сопротивляемостью обыденно-бытовому материалу.


1-10 11-20 ... 51-60 61-70 71-80 81-84