Князь Утятин: образ героя из поэмы "Кому на Руси жить хорошо"
Названием главы «Последыш» автор привлекает внимание читателя к фигуре князя Утятина. Оболт-Оболдуев и тот оказался способен понять, что По жизни по помещичьей Звонят!.. Утятин же принадлежит к тому типу реакционных самодуров, которые не хотят считаться с законами жизни. Он «дурит по-старому» и не понимает, что его, Последыша, история обрекла на фарсовую роль. Само прозвище, которое дали князю крестьяне, знаменательно. Последыш — последний ребенок в семье. Утвердившееся за Утятиным прозвище подчеркивает авторскую мысль об исторической обреченности дворянства. Процесс социального одряхления класса выявляется и в движении образов: на смену крепенькому и румяному Оболту приходит полупарализованный старик Утятин. В нем еще ощутимее, чем в Оболте, воплощены отжившие, мертвые, призрачные стороны жизни. Но есть пословица о мертвеце, хватающем живого. Так и в поэме Некрасова костлявой рукой мертвеца Последыш душит живую жизнь. Призраки прошлого уходят сопротивляясь, а потому и нужно добивать их жалом сатиры, — вот какова авторская позиция. Образ Последыша нарисован в почти гротескных тонах. Уже портретная его характеристика выявляет черты старческой дряхлости («Худой! Как зайцы зимние, / Весь бел», «Его водили под руки»), маразма («Лицо перекошенное») и хищничества («Нос клювом, как у ястреба»). Последняя деталь была найдена не сразу. Первый вариант: «Лоб голый, нос с горбинкою» . Второй: «Нос вострый, как у ястреба». И наконец, третий, окончательный: клюв, да еще ястребиный. Важной портретной деталью, говорящей о том, что старик выжил из ума, являются его разные глаза: Один здоровый — светится, А левый — мутный, пасмурный, Как оловянный грош! В минуты волнения и гнева старика он то вертится колесом, то становится неподвижным, «как месяц на небе». Основную роль в создании образа Оболта-Оболдуева играла портретная характеристика героя и его рассказ-исповедь, в которой помещик рассказывал странникам о своей жизни, раскрывал свои представления о счастье. Теперь, в главе «Последыш», автор использует иные, сравнительно с главой «Помещик», средства создания образа. Странники видят Последыша в разных ситуациях: на прогулке, во время обеда, катающимся в лодке; становятся свидетелями его чудачеств. Но Последыш, так сказать, лишен права голоса. Его образ раскрыт не через автохарактеристику, а дан в видении, восприятии и интерпретации вахлаков, прежде всего старосты Власа. У Власа, до «воли» исполнявшего обязанности бурмистра при барине, за многие годы немало накипело в душе обид и ненависти. Они и определяют основной тон его предельно меткого и беспощадного рассказа о Последыше, который «дурит по-старому». Грубость и спесь, раздражительность, придирчивость и полное отсутствие здравого смысла у барина — вот лейтмотив рассказа Власа о Последыше. Его «приказы» по «вотчине», сообщенные Климкой Лавиным, напоминают глупый фарс. То приказ женить шестилетнего Гаврилу Жохова на семидесятилетней вдове Терентьевой, то — пастухам унимать коров, чтоб не мычали, проходя мимо барского двора, то сторожем к усадьбе назначить глухонемого дурака Еремку... Всё в Последыше — его вид, «приказы», манера поведения, отношение к народу — вызывает злой, иронический смех вахлаков. Именно в суждениях о Последыше, отношении к нему вахлаков раскрывается пробуждение и рост их социального сознания. Крестьянское терпение Выносливо, а временем Есть и ему конец. Разыгрывают вахлаки «дурацкую камедь», но терпению вахлацкому явно приходит конец. Просыпается полусонная вахлачина и начинает осознавать, что и кто стоит на пути к народному благополучию. Отношения крестьян и помещика в «Последыше» рисуются как глубоко антагонистические. Ненависть и презрение — вот чувства, определяющие отношение вахлаков к барину. Не может быть мира между помещиком и мужиком. Эту мысль Влас выражает пословицей: Хвали траву в стогу, А барина — в гробу. Народной же пословицей-шуткой (а в пословицах, как известно, запечатлены многовековой опыт и мудрость народная!) выражает накипевшую у вахлаков злобу против господ Клим Лавин: В кромешный ад провалимся, Так ждет и там крестьянина Работа на господ!.. ...Они — в котле кипеть, А мы — дрова подкладывать! Враждебное отношение вахлаков к помещику достигает кульминации в стычке Последыша с Агапом Петровым. Это он назвал князя Утятина Последышем, он выразил мысль о близком конце помещичьего всевластия, коль скоро у крестьян хватит решимости на борьбу: Сегодня ты начальствуешь, А завтра мы Последышу Пинка — и кончен бал! Для вахлаков в сравнении с Последышем самый последний пропащий мужичонка — и тот человек, а дворянские последыши — «подонки из поганого корыта». Все крестьяне деревни Большие Вахлаки ждут как праздника, как избавления смерти барина: Умри, как жил, помещиком... Да только поскорей! Жизнь помещика предстает теперь уже не перед судом мужиков, а перед более широким и гласным судом всей вахлачины, всего крестьянского «мира», а образы странников сливаются с той народной стихией, порождением и выражением которой они являются. «Последыш» мыслился автором как глава сюжетно завершенная. Это подтверждается наличием эпилога, из которого читатель узнает, что крестьяне с наследниками Последыша «тягаются доднесь». Но, выдвинув на первый план тему народного счастья, глава «Последыш» предопределила дальнейшее развитие действия поэмы. Источник: Беседина Т.А. Эпопея народной жизни ("Кому на Руси жить хорошо"). СПб: "Наука" РАН, 2001 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 33066
| |