Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гоголь Н.В.

Сюжет и социальная проблематика повести "Шинель"

  • Статья
  • Еще по теме

Жанр «Шинели» — социальная повесть, сюжет произведения построен на остром социальном конфликте. Он образован изображением, с одной стороны, бездушной государственной чиновничьей машины, а с другой — жизни мелкого, бедного чиновника. События повести происходят в Петербурге, столице государства, большом городе, поэтому повесть также называется петербургской, поскольку в ней получает развитие тема Петербурга, ставшая распространённой в творчестве русских писателей. Так, Пушкин назвал «петербургской повестью» поэму «Медный всадник» (1833). Тема Петербурга появилась в русской литературе как осознание нового явления в русской жизни: город, наперекор природе построенный на топких берегах Невы; город, созданный по образцу западноевропейских городов; город, за короткое время занявший наравне с Москвой ключевое место в истории русского народа и российского государства.

Тема маленького человека, основоположником которой был Пушкин и которую развивал Гоголь в 1830-е годы, приобрела в «Шинели» новое звучание и осмысление. Вслед за Пушкиным Гоголь сосредоточивает своё внимание на личности человека, показывая его душевные страдания, однако изображает «маленького человека» иначе: если у Пушкина образ Самсона Вырина в «Станционном смотрителе» создаётся как образ человека бедного и униженного, но исполненного достоинства и гордости, то образ Башмачкина Гоголь рисует как образ человека забитого и безропотного, затерявшегося в «тине мелочей», обнажающих жалкую жизнь героя. Именно эту разницу в героях Пушкина и Гоголя увидел другой «маленький человек», бедный чиновник из романа в письмах Ф.М. Достоевского «Бедные люди» Макар Девушкин, сопереживавший Вырину и оскорблённый образом Башмачкина. Различие между Самсоном Выриным и Акакием Акакиевичем Башмачкиным отражает особенности пушкинского и гоголевского направлений в русской литературе.

Гоголь намеренно сгущает характеристики при описании Акакия Акакиевича. Он изображает самого героя и окружающую его жизнь, подчёркивая, что они — результат ничтожной действительности. Например, когда героя при рождении окрестили, «он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник», или насмешки молодых чиновников, которые «рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории», «сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом», или особенное искусство героя «поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки и тому подобный вздор». Подобных описаний в произведении много.

В повести «Шинель» Гоголя подробно описывается мир чиновников: его начальство, среди которого выделяется фигура «значительного лица», сослуживцы Акакия Акакиевича, мелкие служащие. Гоголь был хорошо знаком с миром чиновников, поскольку сам в начале своей жизни в Петербурге служил в департаменте. Общий приём при описании этого мира у Гоголя — обезличивание. Так, писатель называет персонажа, которому не даёт фамилии, генерала-чиновника «значительным лицом», используя здесь приём скрытого оксюморона.

Все понятное, простое и человеческое забывается в этом мире, поэтому Гоголь намеренно приводит в повести случай, когда молодой чиновник услышал в словах Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — другие слова, проникнутые нравственно-религиозным, гуманистическим пафосом: «Я брат твой». Помимо чиновников, Гоголем также тщательно выписана картина петербургского люда — это второстепенные персонажи (портной Петрович и квартирная хозяйка Башмачкина) и эпизодические персонажи (будочники, частный пристав, доктор и другие).

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4439