Нравственный смысл повести "Шинель" Гоголя
Нравственный смысл повести Н. В. Гоголя «Шинель» шире, чем просто изображение достойного жалости «маленького человека», проблематика богаче и пафос произведения сложнее. Отправной точкой может стать фраза И. С. Тургенева: «Все мы вышли из гоголевской "Шинели"», т. е. все мы (русские писатели) учились у Гоголя, продолжали его традиции, были воспитаны на его «Шинели» и т. д. Чему же научила «Шинель» Гоголя русских писателей (и русских читателей, конечно)? Главный урок повести — интерес к жизни «маленького человека», сочувствие к нему. Действительно, русская литература на многие годы сделает мелкого чиновника одним из главных героев, неизменно вызывая сострадание к обитателям петербургских углов и уездных департаментов. В качестве примера обратимся к стихотворению П. Вейнберга, сотрудника демократического журнала «Искра». Оно стало широко известным благодаря романсу А. С. Даргомыжского: Он был титулярный советник, Она — генеральская дочь; Он робко в любви объяснился, Она прогнала его прочь.
Пошёл титулярный советник И пьянствовал с горя всю ночь, И в винном тумане носилась Пред ним генеральская дочь. 1859 В чём сходство этого стихотворения с повестью Гоголя? Можно легко увидеть близость главных героев: оба титулярные советники, ничем другим не замечательные. Заметно и сюжетное сходство: в каждой истории чиновник мечтает о счастье, но все его надежды оказываются разбиты. Предлагаем пристальнее вглядеться в образ генеральской дочери, созданный всего одной строкой. Какой вы себе её представляете? Почему она так поступила? Нельзя не почувствовать жестокость и высокомерие в её поведении. Кто из персонажей «Шинели» больше всею напоминает генеральскую дочь? Конечно, значительное лицо. Подберём слова и словосочетания, синонимичные этому наименованию персонажа. (Важный человек, представительный господин, ответственный работник, представитель власти, высокопоставленный чиновник, чиновное лицо, сановник, государственный человек и т. д.) Итак, перед нами некто, занимающий высокое положение в обществе, имеющий вес. Это полная противоположность Акакию Башмачкину. Почему же в повести о жизни мелкого чиновника Гоголь так много места уделяет значительному лицу? Как автор относится к значительному лицу? Чтобы ответить, сравним два фрагмента повести: 1. «Так протекала мирная жизнь человека, который с четырьмястами жалования умел быть довольным своим жребием...» 2. «...Значительное лицо, совершенно, впрочем, довольный домашними семейными нежностями, нашёл приличным иметь для дружеских отношений приятельницу в другой части города. Эта приятельница была ничуть не лучше и не моложе жены его; но такие уж задачи бывают на свете, и судить об них не наше дело». В первом фрагменте, характеризующем Акакия Акакиевича, кроме жалости, слышится и уважение к человеку, столь смиренномудрому. Оказывается, в жизни Башмачкина есть нечто поучительное и достойное подражания. Во второй фразе отчётливо видна едкая ирония автора, едва прикрытое умолчанием обличение порочности героя. С появлением значительного лица в повести возникает конфликт. Перечитаем сцену визита Башмачкина к значительному лицу. В чём суть конфликта? Обратим внимание на настойчивое повторение автором слов значительный, незначительный. Автор подсказывает: важный чиновник видит в стремлении Башмачкина обратить на себя внимание, добиться справедливости угрозу собственной значительности. Гоголь выстраивает за значительным лицом целую галерею подобных ему лиц, вплоть до титулярного советника, поставившего лакеев у входа в свою «приёмную». Задумаемся, почему писатель показывает этого героя «очень порядочным» и, в общем, неплохим человеком, который спутался, сбился с пути, «получивши генеральский чин», и сам не рад такой жизни. Попробуем уяснить: Гоголь разоблачает не пороки отдельного лица, а весь строй петербургской жизни, в которой придать себе значительности можно, только унизив другого человека, подчеркнув его незначительность, повергнув в трепет. Множество примеров такого поведения можно выбрать в повести (отношение сослуживцев к Акакию Акакиевичу, отказ Петровича подлатать старую шинель, насмешки писателей над теми, «которые не могут кусаться», и т. д.). Значительное лицо и Акакий Башмачкин — элементы одной и той же иерархической лестницы, порождение одной безжалостной бюрократической машины, для которой нет человека, а есть только чин. Следовательно, и попытка титулярного советника возразить вышестоящему, настойчивость в поисках справедливости — бунт против самого порядка. Теперь мы можем дополнить вывод о пафосе «Шинели». В этом произведении сострадание к «маленькому человеку» сплавляется с обличением бесчеловечной действительности, способной превратить человека в насекомое. Подобные мотивы, идеи и прежде встречались в литературных произведениях. Можно назвать повесть Тургенева «Муму», рассказы Чехова «Толстый и тонкий», «Хамелеон», повесть Короленко «Дети подземелья» и др. Вот каковы истоки этой традиции, и значительная роль Гоголя в становлении «натуральной школы» не подлежит сомнению. Но и это не окончательный итог. Жалость и гнев в повести нарастают к эпизоду смерти Башмачкина и разрешаются авторским комментарием: «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его никогда и не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное...» и т. д. Однако это лишь мнимый финал. Повесть заканчивается эпизодом, который сам автор называет фантастическим. Истории о привидении у Калинкина моста, сдирающем шинели со всех плеч, не разбирая чина и звания, предшествуют рассказу о встрече покойного Акакия Акакиевича со значительным лицом. Верите ли вы в «явление» мстителя Башмачкина? Какими реальными причинами можно объяснить происшествие со значительным лицом? Почему значительное лицо изменило своё поведение с нижестоящими чиновниками? Эти вопросы подводят нас к осмыслению главного: в чём смысл финала повести? Мы должны проникнуть в глубину авторской мысли, увидеть, что Гоголь таким финалом ещё раз подчёркивает равенство всех чинов перед силами судьбы, неизбежность возмездия за совершённый грех (не уточняя, исходит ли наказание от потусторонних сил или от собственной больной совести человека), превосходство нравственного закона над утвердившимися нормами общественной жизни. И главное, в финале повести утверждается неистребимость человеческого в человеке, значительность всякого человека для мира, каким бы незаметным и ненужным он ни казался. Безликому при жизни Башмачкину даётся посмертная сила образумить, оживить человеческое в отмирающей душе значительного лица. Чему научила Россию гоголевская «Шинель»? Повесть Н. В. Гоголя «Шинель» стала уроком сострадания к «маленьким людям», уроком ненависти к несправедливому мироустройству, уроком веры в значительность человеческой души. Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 7148
| |