Тема патриотизма в творчестве Маяковского
Тема Родины — главная тема русской поэзии. Она началась со «Слова о полку Игореве», зазвенела в тумане перед боем («Что мне шумит, что мне звенит рано утром далече перед зорями?..») и уже восемь веков заставляет глубоко, а иногда и мучительно, проникать в суть того огромного и грозного явления с названьем кратким «Русь», что мы называем Родиной, Россией. В русской классической поэзии всегда существовало некое разделение России на страну и государство. Страна — язык, земля, народ, а государство — внешнее оформление, «тугой нарез и маточник орудий». Александр Сергеевич Пушкин в позме «Медный всадник» так неотклонимо убедительно художественно доказал, что судьба человека и судьба государства не являются единым целым, что государство, ставя перед собой задачи гигантские, не считается с отдельной судьбой человека, что потом вся русская поэзия, да и литература, восприняла это как истину, не нуждающуюся более в доказательствах. И только в поэзии Владимира Маяковского, которому суждено было первому в советской поэзии заново решить эту проблему, мы видим качественно новый подход к ней. Взаимоотношения человека и государства в новых социальных условиях принципиально иные. Первый раз в истории государство позаботилось о своем рядовом участнике, о рабочем, мастеровом. Именно об этом — стихотворение В. Маяковского «Рассказ литейщика Ивана Козырева в вселении в новую квартиру». В. Маяковский очень часто создает стихи, основываясь на факте, который никак нельзя назвать событием. Так и здесь. Нет ничего глобального в том, что литейщик Иван Козырев получил от «своего рабочего кооператива» квартиру. Но факт этот осмысливается автором, и вывод в конце стихотворения («очень правильная эта, наша советская власть») логичен и художественно убедителен. Рабочему Ивану Козыреву не просто сказали: «Работай и получай свой кусок хлеба, и больше отношений с обществом у тебя нет», как сказали это Мармеладову, Актеру? («На дне»), нет, впервые человеку выказали уважение. Именно уважения жаждали эти люди. И теперь государство представляет человеку возможность не просто только есть и жить, но и уважать себя. Маяковский, человек редкой чистоплотности, поэтому и заставляет своего героя говорить как о главной ценности квартиры — ванной — с таким трепетом и детским восхищением: это белее лунного света, удобней, чем земля обетованная, это — да что говорить об этом, это — ванная! Мы потому и говорим: «опустившийся человек», имея в виду физическую грязь, что с ощущения чистоты собственного тела начинается уважение к себе. Это первая ступень самоуважения. А вторая — ощущение нужности себя в государстве, в том самом государстве, которое — свое. «Стихи о советском паспорте» — о чувстве гордости именно государством, чувстве новом для абсолютного большинства людей. Гордились Россией, ее литературой, ее подвижниками, мучениками за святое дело освобождения, но не государством... Недаром В. И. Ленин начал воззвание «Отечество в опасности» со слов: «Теперь у нас есть свое, рабочее государство». И опять — ничем не выделяющаяся из повседневности проверка паспортов на границе. В начале стихотворения, вслед за зачином, Маяковский дает нам исчерпывающую картину международного положения, ценностную систему репутаций граждан разных государств. Традиционно почитаемые паспорта с «двуспальным английским левою», американские — эквивалент денежных знаков; датчане и шведы не вызывают никаких чувств, польскому — удивляются: полицейские трудно привыкают к новому... Но после такого подробного горизонтального разреза — резкий переход к вертикальному: появляется паспорт гражданина новой социальной системы. И сразу же все меняется. Нет больше национальностей, мир разделился по другому принципу: за и против. Моргнул многозначаще глаз носильщика Хоть вещи снесет задаром вам! Жандарм вопросительно смотрит на сыщика, Сыщик на жандарма... И — детское, мальчишеское ощущение гордого злорадства (детскость — это первое качество настоящего поэта): а вот не тронете, за мной мое государство! Отдать за него жизнь — самая высокая участь, какая может выпасть на долю человека. Потому и стихотворение «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» и заканчивается: ...встретить я хочу свой смертный час Так, как встретил смерть товарищ Нетте. Это стихотворение интересно еще тем, что в нем стилистически объединены общий и личный планы поэзии. В 1915 году Д. С. Мережковский в статье «Две тайны русской поэзии» написал, что Тютчев и Некрасов — два полюса, один из коих — Н. Некрасов — есть выражение поэзии «тенденциозной», гражданской, а другой — Ф. Тютчев — предельное воплощение поэзии личной. У Маяковского оба эти направления слились воедино: В поцелуе рук ли губ ли, В дрожи тела близких мне Красный свет моих республик Тоже должен пламенеть. Источник: Грачева И.С. Уроки русской литературы. Книга для учителей и учащихся. - СПб: "ВЕЛЕНЬ", 1993 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 14544
| |