Описание сборника "Часть речи" Бродского
«Часть речи» — книга стихов И.А. Бродского. Опубликована в издательстве «Ардис» в 1977 г. В «Часть речи» включены стихи 1972-1976 гг., написанные уже в эмиграции. Одновременно там же вышла книга «Конец прекрасной эпохи», включающая стихи 1964—1971 гг. Оба сборника составлены В. Марамзиным и Л. Лосевым (при участии автора) и образуют дилогию, отражающую перелом сознания в точке эмиграции. Стихотворения «Конца прекрасной эпохи» признаны предчувствием непоправимой катастрофы («Второе Рождество на берегу»). Поэт ведет яростную тяжбу с Творцом («Разговор с небожителем»), осознавая временность человеческого существования в мире вещей («Натюрморт»). Цикл «Post aetatem mostram» — антиутопия, рисующая лишенный жизни мир «после христианской эры», из которого лирический герой совершает побег. Стихотворения «Части речи» создавались во время знакомства с Западом. Бродский становится poet in residence в Мичиганском университете, поселившись у Великих Озер в Анн Арборе. Ряд стихотворений «Части речи», начатых еще до отъезда, намечает направления, по которым поэтическая эволюция Бродского могла бы развиваться, не совершись пересадки на чужую почву. Посвященное памяти А.А. Ахматовой «Сретенье» (отсылающее к «A Song for Simeon» Т.С. Элиота) подводит итог его неоклассической эстетике; «Бабочка» — дань поэтике английских метафизиков (Э. Марвелла). «Письма римскому другу» — едва ли не наиболее знаменитое стихотворение Бродского. Хотя стихотворение датировано мартом 1972 г., в архивных материалах В. Марамзина к «самиздатскому» «Собранию сочинений Иосифа Бродского» отдельные варианты строф встречаются среди черновых записей конца 60-х. Стихотворение имеет подзаголовок «Из Марициала», а их адресат — Постум — отсылает к адресату оды Горация. Насыщенность «Писем...» римскими реалиями связана с неоклассической разработкой Бродским тем Поэта и Империи. Первые «римские» стихи Бродского связаны с его поездками в Литву. Но в стихотворении «Anno Domini», написанном в январе 1968 г. в Паланге, перед нами захолустная провинция Рима. Герои стихотворения — автор и Наместник — не противопоставлены, а сопоставлены друг с другом: обоих сделала несчастными Империя. В дальнейшем, обращаясь к античности как к универсальной модели, Бродский разрабатывал прием мифологизации собственной судьбы («По дороге на Скирос», «Дидона и Эней», «Одиссей Телемаку»). Но в «Письмах римскому другу» мифологический антураж отсутствует. Их отправитель — частный человек, сознающий, что «если выпало в Империи родиться, / лучше жить в глухой провинции у моря». Их сквозной мотив — суетность, преходящесть всего земного, самой жизни — восходит не только к римским стоикам, но и к Екклезиасту. В «Письмах римскому другу» Бродского можно проследить многократные стилистические и текстуальные параллели с «Эпиграммами» Марциала. Известно, что последний дружил со стоиками Сенекой и Луканом. Написанные, скорее всего, от имени окончившего дни в изгнании в провинциальной Бильбиле Марциала, «Письма римскому другу» предвосхищают собственную судьбу поэта и вооружают его навыками стоицизма. Возможности человека выжить при «перемене Империи» посвящена поэма «Колыбельная Трескового Мыса», выжить при утрате любви — «Двадцать сонетов Марии Стюарт». Выбранная в стихотворении «Одиссей Телемаку» лирическая маска поэта-изгнанника разрабатывается Бродским в стихах-путешествиях («Мексиканский дивертисмент»), ставших одним из доминирующих жанров его зарубежного периода. В лирическом цикле «Часть речи», давшем название сборнику, Бродский приходит к заниженному поэтическому темпераменту, «нейтральной интонации», легшей в основу его новой поэтики. «Письма римскому другу», положенные на музыку, имели хождение как бардовская песня еще в те годы, когда имя автора текста было в СССР под запретом. Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5054
| |