Анализ поэмы Блока "Двенадцать"
Через 2—3 недели после Октябрьской революции Блок задумывает пьесу об Иисусе Христе, но неожиданно стремительно пишет поэму «Двенадцать» и одновременно статью «Интеллигенция и революция», где говорит о неизбежности и величии революции, несмотря на все ее издержки. В поэме «Двенадцать» революция именно «услышана»: дикий мечущийся ветер доносит сквозь метель и пулеметную очередь обрывки речи на улицах города. И двенадцать красногвардейцев, солдат революции, идут через метель караулом по улицам города. Почему двенадцать? Потому что у Христа было 12 апостолов. И хотя красногвардейцы отнюдь не святые: В зубах цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз… И хотя один из красногвардейцев — убийца, все равно в конце поэмы впереди них пойдет Христос: Легкой поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Иисус Христос. Так Блок освящает революцию. В те годы этого никто не понял и не принял. Дворянские интеллигенты, друзья Блока, отвернулись от него, считая, что в этой поэме Блок изменил себе: кто бы мог подумать, что рыцарь Прекрасной Дамы, певец Соловьиного сада опустится до такой низменной темы. С другой стороны, революционеры были недовольны бандитским обликом двенадцати, разнузданной стихией, показанной в поэме. И «правые» и «левые» критики поэмы были шокированы образом Христа. Люди верующие считали это кощунством, атеистов возмущала неуместность. Но сам Блок слышал и видел именно так. Закончив эту поэму, Блок, предельно сдержанный, не выносивший ни похвальбы, ни каких бы то ни было громких слов, написал в дневнике: «Сегодня я — гений». Поэму можно сравнить с моментальным снимком революции, сделанным как бы при вспышке магния и остановившим мгновение. Зрительные образы поэмы: черный вечер, белый снег, кое-где красное пятнышко флага, дикий ветер несет вихри снега в разных направлениях, редкие огоньки сквозь вьюгу, в порывах метели заблудились фигурки людей: случайные прохожие и в то же время типичные персонажи, целенаправленно движется слитный отряд красногвардейцев. Звуковые образы — бесконечное разнообразие ритмов: сплетаются интонации живой речи персонажей поэмы, в многоголосье улицы слышны ритмы частушки («Рваное пальтишко, австрийское ружье»), городского романса («Не слышно шуму городского»), народной песни («Как пошли наши ребята в Красной гвардии служить»). Стихийное сплетение ритмов то и дело пересекает пулеметная очередь («Тра-та-та, тарах-тах-тах») и маршевый ритм красногвардейцев. Композиция поэмы как бы отражает одну из уличных драм. Вначале экспозиция: картина улицы; персонажи: старушка, две барыни, писатель, поп, буржуй на перекрестке и пес рядом с ним как олицетворение старого мира. Действие начинается движением красногвардейцев; конфликт и его кульминация - убийство Кати, страдание Порухи, действие заканчивается глубокой ночью на опустевшей морозной улице среди пустых черных домов. Мерный шаг, красный флаг, белые вихри, хохот метели – и впереди всех, над всеми — бестелесный образ Христа «в белом венчике из роз». Сложнее всего изображение красногвардейцев. Они совсем не похожи на праведников. Это грубые, жестокие, насмешливые, иногда безжалостные люди, способные и на убийство, и на разбой — но всегда памятующие о революционном долге: Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Это отчаянные головы: «Ко всему готовы. Никого не жаль…». Они внушают страх, но бесстрашны сами. Они беспощадны — и все же входят в вечность «державным шагом». Блок никого и ничего не идеализирует, не приукрашивает, но и не осуждает, не отвергает. Он воспринимает революцию как стихию, в сплетении святого и жестокого, разбойничьей вольницы и чеканного марша, убийцы и — Христа. «В поэме «Двенадцать» такая вера в свои народ, в неотвратимость его высоких судеб, что поэт и сквозь хаос видит красоту ослепительную». (К. Чуковский). Источник: Р. Глинтерщик. Русская литература. Уч. пособие для XII класса. - КАУНАС "ШВИЕСА", 1991 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1434
| |