Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 20 века

В разделе материалов: 486
Показано материалов: 481-486
Страницы: « 1 2 ... 47 48 49

Рассказ «Галоши и мороженое» впервые был опубликован в «Крокодиле» (1939, № 5). Здесь, по сравнению с предыдущим рассказом цикла («Не надо врать»),  нарастает серьезность проступков, совершенных детьми, нарастают и последствия. Рассказчик вводит нас в действие, говоря о своей детской любви к мороженому и о том, что мать, беспо­коясь за здоровье детей, не позволяла его есть ни ему, ни сестре.


Первый рассказ цикла «Леля и Минька», «Не надо врать» (впервые опубликован­ный в «Звезде», 1940, № 3—4), задает тон следующим. Слу­чай, о котором повествуется здесь, появляется также в  «Перед восходом солнца», где называется «Это недоразуме­ние». В обоих «вариантах» рассказчик, испуганный перво­классник, не может прочитать наизусть стихотворение Ники­тина «Зимняя ночь в деревне»  и получает плохую отметку.


Среди многочисленных сочинений, написанных Зощенко для детей, выделяется цикл рассказов, озаглавленных «Леля и Минька». Все они, кроме одного, появились в 1938— 1940 годах и публиковались не в том порядке, в каком были расположены позже. Когда Зощенко, наконец, опубликовал их вместе (в 1946 г.), под общим заголовком, выбранный им порядок связал рассказы так умело, глубоко и последователь­но, что эти восемь вещей образовали вполне единое целое, безупречное по структуре.


Немало написано уже о художественном языке М.М. Зощенко, однако в некоторых исследованиях главенствует разработка сложившихся уже представлений, которым и подчиняется авторское истолкование произведений.

Хорошо известно, между тем, что у Михаила Михайловича прочитывалось многое в контексте советской подцензурной эпохи. На его создания переносилась творческая стесненность личности без учета возможностей художественного слова не только преодолевать цензурные препоны, но также и уводить автора от приспособительных упрощений и рассудочного страха.


Еще в 1920-е годы Зощенко заслужил по праву высокое имя народного писателя. Герои, созданные им, были в своих поступках и поведении, мягко говоря, малопривлекательны. Эстетическое чувство читателей "Аристократки" и других его миниатюр, которые составили вместе энциклопедию советской жизни, естественным образом не оказалось оскорбленным. Чтение этого автора - один из наиболее эффективных случаев лечения смехом.


В рассказах Зощенко запечатлен величайший историчес­кий слом, который произошел в нашей стране и отразился на всех сторонах жизни россиян. Но писатель силен не там, где он пишет конкретно-исторические повести, такие, как «Воз­мездие» или «Керенский». Подлинно художественная глуби­на и сила прозрения проявляются в его небольших рассказах. За незначащими событиями, мелкими, можно сказать, про­исшествиями вдруг открываются черты глобальных потрясе­ний, изменивших не только общество в целом, но и каждого человека, его составляющего.


1-10 11-20 ... 461-470 471-480 481-486