Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Тургенев И.С.

Второстепенные персонажи романа "Отцы и дети"

  • Статья
  • Еще по теме

Развивая конфликт «отцов» и «детей», Тургенев наполняет роман второстепенными персонажами, пополняющими каждую партию, что даёт возможность представить её более объёмно, ещё раз взвесить силы и правоту той и другой.

У Тургенева принадлежность к партии «отцов» определяется не возрастом, а общественной позицией человека. «Отцы» — те, кто приспособился к нынешним порядкам и не стремится их изменить. Всех «отцов» объединяет барство. Тургенев безжалостно выставляет на обозрение бессмысленное существование аристократического прожигателя жизни Локтева. В духе Гоголя он изображает губернских чиновников. Так, всё чиновничество ярко представлено в лице председателя казённой палаты, сладкоглазого старика, любителя природы и взяточника (характеристика героя через его единственную реплику и портрет). Суетливость губернатора раскрывает ничтожность его «либерализма», практическую беспомощность и недееспособность. Особенно отчётливо выписан портрет сановника Колязина. Прямая авторская характеристика дополняется выразительными деталями (например, плохонькая иностранная звезда, великолепный бархатный шлафрок), речевой характеристикой персонажа, развёрнутыми сравнениями и лирическим отступлением в духе Гоголя о приёмах всех российских сановников. На фоне этих персонажей Павел Петрович выгодно выделяется, выглядит рыцарем прежней эпохи, лучшим представителем «отцов».

В лагерь «детей» прибывают Ситников и Кукшина. Анализ сцены в доме Кукшиной поможет осознать место Базарова в партии «детей». Вновь портрет, речь героини, окружающий её мир вещей становятся способами уничтожающей сатиры Тургенева. Отдельным моментом может стать сопоставление Кукшиной и Одинцовой. Оно поможет понять, почему Тургенев так беспощаден к «эманципе». Ему ненавистно искажение образа Женщины, он считает это святотатством. Но и нигилист Базаров оказывается в данном случае солидарен с автором.

Базаров демонстрирует презрение к Ситникову и его приятельнице. Возникает вопрос: можно ли зачислять этих героев в партию единомышленников Базарова? Внимательный разбор сцены покажет, что в речах Ситникова и Кукшиной постоянно мелькают те же имена, обрывки тех же мыслей, которые звучали в речах Базарова и Аркадия. Не случайно и по праву Ситников называет себя учеником Базарова. И Базаров со свойственной ему честностью не отрекается от звания учителя Ситникова, не горюет, видя свои идеи измельчавшими и опошленными в устах «соратников». В итоге мы видим, что жалкое окружение, с одной стороны, подчёркивает масштабность Базарова, а с другой — внушает сомнение в том, что нигилисты — «сила».

Таким образом, изучение второстепенных персонажей романа «Отцы и дети» позволяет:

1)       увидеть, что вся система образов в романе подчинена основному конфликту, определяется задачей охарактеризовать враждующие партии;

2)       понять, что Тургенев сталкивает лучших представителей каждой партии, тем самым добиваясь максимальной глубины и объективности в изображении конфликта эпохи. Подтверждением явится фраза писателя из того же письма Случевскому: «Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?» и т. д. (Тургенев говорит об изображении одной из конфликтующих сторон. Можно ли отнести эти слова к другой стороне?);

3) осознать авторскую позицию: рассматривая спор двух партий, Тургенев одинаково беспристрастен к обеим. Он ярко показывает и лучшие, и худшие стороны и проявления каждой стороны.

Почему же непримиримый конфликт возникает между лучшими среди «отцов» и «детей»? Почему худшие могут сосуществовать мирно (Кукшину принимают на губернском балу, Ситников женится на княжне и богатеет на отцовских откупах)?

Источником конфликта является цельность, честность представителей каждой партии, их стремление жить в соответствии со своими убеждениями, не приспосабливаться к окружающему миру. В этом положительный смысл конфликта, его жизнетворческое начало.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2994