Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Творческий путь Пушкина

  • Статья
  • Еще по теме

Подобно любому из нас, Пушкин прошел долгий путь духовного и нравственного становления — и все этапы этого пути отражены в его поэзии с поразительной красотой и художественной мощью. В лицейские годы, в "Воспоминаниях о Царском Селе" (1814) он возвращается душой к веку Екатерины II, воздвигая памятник своему предшественнику Державину.

В стихотворениях "Вольность", "Деревня", "Чаадаеву", "Кинжал" и ряде других он выступает как поэт-гражданин, одинаково осуждающий и тиранию самодержавия и революционный террор, как человек выше всего чтущий власть Закона и глубоко сознающий, что крепостное право унижает не только крестьян, но и их владельцев и что их политическая и гражданская свобода взаимосвязаны: без освобождения крестьян и уничтожения крепостного права невозможна и свобода дворянства, нормальное развитие русского общества и государства. В эпоху Священного Союза и господства в России при дворе Александра I мистицизма, Пушкин пишет "Гавриилиаду" (1821), "кощунственную", озорную поэму, высмеивающую евангельский рассказ о непорочном зачатии. Позднее он отдает должное духовной высоте Евангелия и проповеди Христа. В сложном подтексте стихотворения "Полководец" (1835) он сравнивает скорбную участь русского полководца, героя войны 1812 года, отвергнутого и непризнанного современниками, с образом Христа. Наконец, в стихотворении 1836 года Пушкин перелагает в стихи неподражаемой красоты старинную великолепную молитву, восходящую к одному из «отцов» восточного христианства.

Пушкин отдавал дань любви и восхищения и русской сказке, и английской балладе, и песням западных славян. Его внимание равно привлекали Вольтер и Парни, Шекспир и Мольер, Расин и Кальдерон, Данте, Ариосто и Тассо, Витторио Альфиери и Уго Фосколо, Байрон и Вальтер Скотт, Вордсворт, Колридж, Мериме, Альфред де Мюссе, Мицкевич, поэзия Библии и Корана. Всякое проявление человеческой культуры дорого ему и вызывает у него ответный отклик, желание вступить в своеобразное поэтическое состязание с каждым из поэтов Европы.

Противник крепостного права и тирании, он противник также и "русского бунта, бессмысленного и беспощадного", как и революционного террора, хотя отдает справедливую дань значению Великой французской революции. Высоко ценя «дней Александровых прекрасное начало», сменившее тиранию Павла I, он не щадит позднейшее лицемерие и ханжество того же Александра I. И так же сложны и неоднозначны его оценки Петра I, декабристов, Николая 1, Пугачева, политического и социально-экономического строя современной ему Англии и Соединенных Штатов. Последние он изучает не только по книге А. де Токвиля «О демократии в Америке», но и по запискам представителя североамериканских индейцев Джона Теннера.

Пушкина привлекали не только мажорные, радостные темы и мотивы. В стихотворениях «Дар напрасный, дар случайный...» (1827), «Три ключа» (1827), гениальной балладе «Бесы» (1830) и многих других произведениях получили выражение скорбные порывы его души, ощущение поэтом временами своего духовного одиночества, трагического смятения, вызванные обстановкой его «жестокого века». Недаром он провел лучшие свои годы в ссылке, находился под полицейским надзором, не раз испытал клевету гонения и издевательства, измены, отчуждение и непонимание даже наиболее близких ему друзей. Но как ни скорбен был жизненный путь поэта и какое отчаянье и сомнения ему бы порою не приходилось испытывать и преодолевать, он никогда не терял свойственной ему стойкости и силы духа, веры в здоровые, живые силы жизни, своей надежды на будущие поколения. В отличие от его крупнейшего предшественника Державина, Пушкина не смущают мысли о смерти и о «равнодушии» природы к судьбе отдельного человека. Он может глубоко и искренне любить — и так же глубоко ненавидеть и презирать. Ему одинаково подвластны все поэтические жанры — ода и элегия, лирическая медитация и язвительная эпиграмма, темы любви и смерти, радости и грусти, раскаянья и угрызений совести. Он сознает, что одно поколение и растений, и людей должно уступить свое место другому — и он готов пожелать счастья и расцвета «младому, незнакомому» племени, идущему на смену ему и его друзьям. Ничто человеческое ему не чуждо.

Одна из ключевых тем творчества Пушкина — поэта и прозаика — тема человеческого достоинства. Она проходит через все творчество Пушкина от ранних, лицейских стихотворений до повести «Капитанская дочка» (1836), эпиграфом к которой служит народная пословица: «Береги честь смолоду». Свойственное Пушкину высокое чувство чести подтверждают самая его предсмертная дуэль и смерть. Через все творчество Пушкина проходит также противопоставление двух натур — щедрой, простодушной, открытой людям, и замкнутой, расчетливой, эгоистически-холодной. Из них поэт отдает неизменно предпочтение первой, независимо от того, идет ли речь об исторических личностях — Борисе Годунове и Самозванце, Петре I и Мазепе, Германне и Лизавете Ивановне, Швабрине и Гриневе, Сальери и Моцарте.

В «Бахчисарайском фонтане» (1821 —1824) поэт показывает, как впервые изведанное полудиким татарским ханом Гиреем чувство возвышенной, одухотворенной любви перерождает его и воспитывает в нем человека. Точно так же столкновение Евгения Онегина с Татьяной, живую прелесть и простодушие которой он не сумел оценить при первой встрече с нею и которая позднее, поражая его высоким строем своей души и своим самоотвержением, способствует перерождению и возвышению Онегина, незаурядный ум и способности которого не помешали ему в прошлом стать жертвой общественного мнения и светской суеты. В поэме «Тазит» (1829—1830; опубл. — 1837) и своих путевых записках «Путешествие в Арзрум» (1829) Пушкин, возвращаясь на новом этапе развития к теме «Бахчисарайского фонтана», показывает облагораживающее и смягчающее влияние чувств христианской любви и идеи человеческого братства на дикие и воинственные нравы кавказских горцев, торжество нравственного закона над обычаем кровной мести и наследственной вражды племен. Точно так же в «маленьких трагедиях» — в «Скупом рыцаре», «Моцарте и Сальери», «Каменном госте», «Пире во время чумы» (1830) — в «Повестях Белкина», в «Дубровском», в «Капитанской дочке», а также в его гениальных лирических стихотворениях — перлах мировой поэзии — гуманность, благородство души, любовь к жизни и людям у Пушкина торжествуют над всякой односторонней страстью (или манией) отдельной личности, над ее эгоизмом, расчетливостью и несправедливостью.

Уже в лицейские годы Пушкин, по свидетельству его писем и дневника, внимательно наблюдал над собой, изучая динамику и противоречивость душевных движений человека. И в эти же годы он пережил чувство первой любви. И позднее ему были одинаково ведомы и чувственная телесная страсть, и глубокое одухотворенное чувство, соединенное с восхищением «гением чистой Красоты», глубоко трепетным, самоотверженным отношением к любимой женщине, свободным от всякой примеси эгоизма и чувственного желания.

Изведав всю гамму человеческих страстей, помыслов, радостей и страданий, пройдя через ступени духовно-нравственного созревания, юношеского озорства, мятежа, мужественного, стоического приятия жизни в полноте ее радостей и скорби, Пушкин достиг в последние годы жизни полной духовной зрелости, наиболее ярким выражением которой стала его декларация, приписанная им его старшему современнику, итальянскому поэту Ипполиту Пиндемонте (1753 1829).

Таков творческий путь Пушкина. Эта информация изложена в следующей книге.
Источник: Источник: Пушкин. Достоевский. Серебряный век. / Фридлендер Г.М. СПб: "Наука", 1995

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6438