Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Становление личности Пушкина. Раннее творчество Пушкина

  • Статья
  • Еще по теме

Становление личности Пушкина происходило в период подведения в России итогов Французской революции XVIII века, войны 1812 года и последовавших за нею острых споров дворянской интеллигенции о дальнейших путях России и Европы. Поступив в 1811 году в Царскосельский лицей, Пушкин очень скоро выдвигается здесь в число первых лицейских поэтов, а затем становится их бесспорным лидером. Причем уже в лицейские годы определяется его поразительный поэтический талант. Его старшие современники — Жуковский и Батюшков — уже вскоре признают превосходство его поэтического гения.

С первых лет жизни Пушкин очень много читает. С огромной быстротой он знакомится с поэзией современной ему Европы, жадно впитывает в себя новые явления общественной мысли, культурной и исторической жизни России и Запада, постоянно следя за развитием русской и европейской прозы, поэзии и журналистики. И в то же время уже в ранние лицейские годы определяется исключительная уникальность его дарования.

Раннее творчество Пушкина (лицейские стихотворения) исполнено свежего, радостного чувства любви к жизни, восторга и преклонения перед ней. Молодой поэт с необыкновенной силой ощущает прелесть и поэзию жизни во всех ее проявлениях. В то же время его привлекает не только чувственная сторона жизни, ее яркие краски и запахи, как Державина. Пушкин необыкновенно ясно сознает иерархию жизненных ценностей и оценивает каждое переживание, каждое явление и предмет соответственно его внутренней мере, его истинному месту в человеческой жизни (или в жизни природы). Его чувства полны необыкновенного внутреннего изящества и благородства. Натура его широко открыта окружающей жизни — и в то же время для каждого предмета и для каждого чувства он находит соответствующий ему, адекватный способ выражения.

Всякая поэтическая выспренность, аффектация, декламация, жеманность, всякое проявление искусственности и неестественности слога или жажда внешнего эффекта глубоко чужды ему. Он может быть и весел, и грустен, и насмешлив, может легко и бездумно отдаваться поэтическому озорству,— и вместе с тем в его поэзии везде и всегда разлиты глубокая мысль и глубокое, сердечное чувство. Любое проявление жизни — простое и сложное, веселое и грустное, поэзия и проза жизни с одинаковым правом входят в его поэзию и занимают в ней свое место в соответствии со своей реальной, жизненной ценностью для человека.

При таком удивительном «такте действительности» неудивительно, что поэзия Пушкина неотделима от его биографии. И в самые ранние годы, и позднее поэзия Пушкина до предела насыщена поэтическими реалиями, почерпнутыми из внутренней, душевной, и внешней жизни поэта. По мере того, как мы начинаем читать стихи Пушкина в хронологическом порядке, перед нами все более широко открывается тот мир, который окружал его в лицейские и последующие годы, проходят образы реальных людей, с которыми он общался в каждый период жизни, картины окружавшей его природы, исторические лица и события тех лет, чувства и переживания, которые сменялись в его душе, владевшие поэтом на разных отрезках его жизненного пути увлечения и пристрастия.

При этом молодой Пушкин в первые годы жизни еще не чужд зависимости от тех поэтических тем, образов и традиций и тех словесных клише, которые господствовали в поэзии его предшественников. Он отдает щедрую дань анакреонтическим мотивам, воспевает вино, любовь, поэзию, дружбу, его ранние стихотворения населяют — наряду с образами и мотивами, рожденными реальной жизнью,— условные, мифологические образы и мотивы. Его увлекают то колкий, эпиграмматический слог Вольтера, то эротическая струя поэзии Рококо, то мрачные мотивы баллад Оссиана, то элегические медитации западноевропейских и русских поэтов-романтиков. Но скозь все эти традиционные мотивы все более отчетливо и явственно звучит единственный и неповторимый голос поэта, проступают черты его личности, личного сознания и отношения к миру самого поэта. И поэтому все эти разнородные стихии в поэзии Пушкина все более и более сливаются воедино, трансформируясь и перерождаясь в нечто единое и цельное, объединенное удивительно богатой, живой и разносторонней натурой Пушкина — поэта и человека, глубоко присущей ему внутренней просветленностью и гуманностью, его прямым и точным чувством красоты и добра, правды и справедливости, его поразительно верным музыкальным и поэтическим слухом, которые определяют собой красоту, изящество и точность композиции каждого его произведения, их поэтического слога и синтаксиса, применяемых им художественных средств — эпитетов, уподоблений, метафор, сравнений, аллитераций и ассонансов, рифм и других художественно-эмоциональных элементов стиха, свойственные Пушкину поразительные чувства гармонии и ритма, отличающие его поэзию и прозу.

Источник: Источник: Пушкин. Достоевский. Серебряный век. / Фридлендер Г.М. СПб: "Наука", 1995

Понравился материал?
13
Рассказать друзьям:
Просмотров: 11873