Образ античности в лирике Пушкина
Пушкин и античность — большая проблема современного пушкиноведения и литературоведения в целом. Большинство исследований, относящихся к этой теме, посвящено раскрытию частных связей между Пушкиным и античными поэтами. На повестке дня сегодня стоит вопрос о вечном в античной поэзии и пушкинском отношении к вечности. Сравнительно-типологический анализ фрагмента Анакреонта «Живописец знаменитый...» и стихотворения Пушкина «Красавица перед зеркалом...» (1821) позволяет прийти к некоторым выводам в связи с данной проблемой. 1. Фрагмент Анакреонта — особый тип видения мира, мифологический в своей основе. Один мотив («живое — неживое») становится цепью поэтической мысли. У Пушкина тот же поэтический мотив заменяет систему ситуаций. Но меняется функция мотива. «Красавица перед зеркалом...» — своеобразная попытка создания мифа в античном роде, имитация античной поэзии. Поэт как бы перевоплощается в элементарную, но целостную психологию древнего поэта. Идет процесс объективации лирической системы, формирования категории «образ автора» в русле реалистической поэтики. 2. Мир Анакреонта — своеобразная космология: из знакомых деталей облика конкретного человека создается чисто мыслительный образ (возлюбленная — божество). У Пушкина — тот же принцип мифологической антонимности ("живое—неживое"). Но зеркальное отражение подчеркнуто объективируется; отчетливо вырисовывается задача — передать ясное, чистое отражение, лишенное субъективной окраски. Первозданный поэтический прием включается в новую художественную систему — лирику Пушкина. 3. «Подруга» Анакреонта — спокойна, как скульптура, телесно ощутима, зрима. Она по-античному пластична: существует в трехмерном измерении, представлена в движении («дуги черные бровей не своди, дай сойтись им неприметно»), Красавица Пушкина — отточенный мрамор: здесь и точность определений, и мелодия рифмующихся двустиший. Но резец скульптора идет вглубь, расширяется реалистическая художественная палитра. Возникают тончайшие оттенки, полутона, неназванные имена. Античность переходит в новую эстетику, в лирику самого Пушкина. Античность — это истоки поэзии как литературного рода. Пушкин — начало русской национальной поэзии. Диалектика общечеловеческого и национального определяет сущность великих творений искусства. Лирика Пушкина в этом отношении не может быть исключением. Его обращение к истокам закономерно. Источник: XXVII Пушкинская конференция. Тезисы докладов. Оренбург, 1983. 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3438
| |