Любовная лирика Пушкина (кратко)
Любовная лирика в пушкинском наследии занимает значительное место. Первое из дошедших до читателей стихотворений было адресовано одной из крепостных актрис графа В.В. Толстого, чей театр находился в Царском Селе, где Пушкин учился в лицее. В нем «юный болтун» признается в том, что ему случилось узнать, «Что за птица Купидон» (от лат. «пламенная страсть», в римской мифологии божество любви, его другое имя — Амур), так как он попался в сети миловидной танцовщицы. Легкий, фривольный (от лат. «глупый, пустой», легкомысленный) тон в юношеских стихах Пушкина сменяется элегическими признаниями в печали, «унынии любви» («Уныние», «Элегия», 1816), мучениях («Желание», 1816), но сквозь слезы лирическому герою хочется улыбнуться («Друзьям», 1816). Он понимает, что «жизни видел лишь начало» («Не угрожай ленивцу молодому...», 1817). В период увлечения романтизмом в любовной лирике Пушкина появляется углубленность, позволяющая оценивать остроту переживаний, их значение в жизни сердца («Дориде», «Погасло дневное светило...» — 1820). Искреннее выражение чувств может стать «опасным откровением» («Мой друг, забыты мной следы минувших лет...», 1821), выявляя тайные мечты и желания, напоминая о том, что уже изменило. Но мрачные размышления не подавляют тяги к новым волнениям, так как в них лирический герой видит истинную жизнь, полную и «неги неизвестной», и грусти, побуждающих ощущать себя «одушевленным», слыша «близкий глас/Давно затерянного счастья» («Таврида», 1822). Любовь в его лирике — это «образ милый», каждую черту которого ему хочется унести в «пучины бесконечны». Они «таятся и пылают» в его душе, требуя творческого преображения («Надеждой сладостной младенчески дыша...», 1823). «Безумное» волнение любви («Простишь ли мне ревнивые мечты...», 1823) в стихах последующих лет теряет романтическую окраску. Однако многообразие реальных проявлений чувства оказывается богаче «сна воображенья» («Фонтану Бахчисарайского дворца», 1824). Стихотворения воспроизводят ощущения лирического героя в каждое из «чудных мгновений», даруемых человеку любовью. Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. - М.: Высш. шк., 2005 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 26212
| |