Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Анализ произведения "Капитанская дочка" Пушкина, образы героев

  • Статья
  • Еще по теме

Замысел романа "Капитанская дочка" Пушкина возник в 1833-м году, первоначально его героем должен быть стать реальный человек по фамилии Шванвич, который во время восстания перешёл на сторону Пугачева, а после его подавления был сослан в Сибирь. Однако замысел изменился, и в центре внимания автора оказались две темы: история любви Петра Андреевича Гринева и Марьи Ивановны Мироновой и "пугачевский бунт" как реальное историческое событие.

Жанр произведения "Капитанская дочка" можно определить как исторический роман, в котором автор исследует определённую эпоху, но делает это многогранно: здесь и исторические деятели (Екатерина II, Пугачёв), здесь и вымышленные образы-персонажи, судьбы, переживания и образ мыслей которых также служат характеристикой эпохи, здесь и авторский взгляд на изображаемые события и людей, нравственно-эстетическая позиция писателя, выраженная и в сюжете произведения, и в способах создания характеров, и в авторской оценке поступков героев. Вообще, образ автора в "Капитанской дочке" создан весьма интересно, произведение написано от первого лица, оно представляет собой записки Петра Андреевича Гринева, но отождествлять образы рассказчика и автора было бы неправильно, Гринёв - молодой человек, который, конечно, отличается высокими нравственными качествами, но не может быть "историком" в оценке происходящих событий, поскольку они являются частью его жизни, он "проживает" всё на эмоциональном уровне, тогда как автор по-настоящему глубоко понимает и оценивает и самого Гринёва, события его жизни, и эпоху, в которую жил его герой.

С точки зрения композиции произведения "Капитанская дочка" большой интерес представляет система эпиграфов романа: начиная от народной пословицы, которая объясняет основную идею всего произведения, и заканчивая последней из глав, мастерски, из разных источников подобранные, эпиграфы особым образом "зашифровывают" содержание каждой из частей произведения, они объясняют не только их содержание, но и выражают главную мысль каждой из них. В этой связи нельзя не обратить внимания на то, что в романе большое место занимает фольклор, обращение к нему Пушкина носит осознанный характер, с помощью устного народного творчества автор обогащает язык произведения, индивидуализирует речь персонажей, делает её очень ёмкой и выразительной.

Образ Петра Гринева

Центральным образом романа "Капитанская дочка" является образ Петра Андреевича Гринёва, хотя до недавнего времени старательно утверждалась точка зрения, будто бы таковым является образ Пугачева. С подобным утверждением можно было бы согласиться, если бы при этом было добавление: Пугачёв является центральным историческим образом произведения. Об этом мы будем говорить далее, а сейчас нужно рассмотреть образ Петра Гринёва.

Начать нужно с того, что Петр Андреевич представляет собой достаточно типичный образец молодого человека своего времени: "недоросль", который живёт, не особенно задумываясь о том, ради чего он живёт, не получивший серьёзного образования, но нимало не страдающий от этого; он "записан" в полк, куда отец его и отправляет после очередной шалости... В начале кажется, что "Петруша" (как зовёт его мать) не отличается ни сильным характером, ни особыми нравственными качествами - чего стоит только эпизод, когда он "к службе привыкал"... Но уже здесь проявляются очень хорошие человеческие качества героя: он способен испытывать угрызения совести от того, что грубит Савельичу, он вознаграждает "вожатого", который помог найти пристанище в буран, и даже его неловкая попытка обмануть своего начальника и старого товарища его отца выглядит невинной шалостью. Поэтому нельзя сказать, что любовь к Марье Ивановне перерождает героя, но она заставляет его повзрослеть и проявить лучшие черты своего характера.

Чувство к Маше Мироновой для Гринева оказывается очень серьёзным испытанием, ведь ему приходится не только защищать честь любимой девушки в поединке со Швабриным, но и выступить наперекор обстоятельствам тогда, когда они складываются неблагоприятно по отношению к нему и человеку, которого он любит. Сначала это - протест против воли отца, не желающего слышать о такой "дури", затем, когда благодаря милости Пугачёва, ему удаётся спастись, он подвергает свою жизнь, без преувеличения можно сказать, смертельной опасности, бросаясь на помощь Марье Ивановне, а в конце произведения, находясь под следствием по обвинению в измене, мужественно молчит на допросах о том, что причиной его "сношений" с Пугачёвым было горячее желание спасти любимого человека. Во всех этих обстоятельствах совсем ещё молодой человек проявляет удивительную цельность характера, мужество и, наверное, даже героизм.

Ключевым моментом для понимания образа Гринева можно считать взятие Белогорской крепости, когда он отказывается "присягать" "новому государю" и целовать ему руку в благодарность за спасение от смерти. Его отношение к Пугачеву основано на чувстве собственного достоинства, и это вызывает уважение к нему и со стороны последнего, и со стороны автора, для которого чувство собственного достоинства в характеристике человека значит очень и очень много. В конце романа мы узнаём, что Гринёв по-человечески привязался к "разбойнику", о пленении которого он сожалеет: "Емеля, Емеля! - думал я с досадою, - зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать". И то, что, после всех испытаний, "он присутствовал при казни Пугачёва, который узнал его в толпе и кивнул ему головою", тоже говорит о его привязанности к Пугачеву и благодарности ему за то добро, которое тот совершил по отношению к нему самому и Марье Ивановне.

Образ Гринёва можно назвать подлинной творческой удачей Пушкина: ему удалось создать образ положительного героя, который соединяет в себе многие привлекательные черты, он не "идеальный" герой, которому неведомы сомнения и колебания, но умение горячо и преданно любить, жить ради любимого человека, умение сохранять верность долгу и "хранить честь" в самых тяжёлых обстоятельствах, глубокая человечность и подлинный демократизм определяют притягательность этого образа, его нравственную силу и делают его одним из самых значительных образов в русской литературе.

Образ Швабрина

Для показа того, насколько нравственен Гринев, Пушкин создаёт контрастный ему образ, образ-антипод - это Алексей Иванович Швабрин. Их объединяет то, что они оба офицеры, оба влюблены, оба давали присягу на верность императрице. Однако любовь Швабрина заставляет его пойти на подлость и силой добиваться благосклонности Марьи Ивановны, что не может, наверное, быть признано настоящим, самоотверженным чувством, достаточно вспомнить условия, в который содержал якобы "любимую" им девушку "комендант" Бслогорской крепости, получивший свою должность ценой предательства... Наверное, определяющей чертой характера Швабрина можно назвать подлость, ведь даже в момент дуэли с Гриневым он воспользовался ситуацией и едва не убил своего по-рыцарски ведущего себя противника. А вершиной подлости Швабрина является его почти что успешная попытка оклеветать Гринева и там самым отомстить ему за все. Представляется, что образ Швабрина в романе "Капитанская дочка" далек от образа "романтического злодея", это образ, поведение и поступки которого психологически очень точно мотивированы, что делает его в высшей степени реалистическим. Благодаря образу Швабрина человеческие достоинства Гринева окрашиваются новым светом, читателю становится понятным, насколько трудно было главному герою вести себя так, как он себя вел.

Образ Марьи Ивановны Мироновой

Образ Марьи Ивановны продолжает галерею лучших женских образов Пушкина. В нём, как и в других его "любимых героинях", воплощены лучшие черты народной нравственности, он подкупает своей цельностью и чистотой. Полюбив Петра Андреевича, героиня думает в первую очередь о его счастье, она мужественно встречает известие об отказе отца Гринева благословить их брак: "Видно, мне не судьба... Делать нечего, Пётр Андреич; будьте хоть вы счастливы...". Потеряв родителей, оставшись одна на свете, она столь же мужественно отклоняет гнусные домогательства Швабрина, потому что любит другого человека и не может принудить себя стать женой Швабрина: "А мне легче умереть, нежели сделаться женою такого человека, как Алексеи Иванович"... Наконец, узнав о смертельной опасности, которая нависла над спасшим ее Гриневым, она, не колеблясь, отравляется - одна! - в Петербург, чтобы спасти любимого человека уже не от смерти, а от того, что для него страшнее смерти, - от позора. "Марья Ивановна отвечала, что вся её будущая судьба зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей…" - и это тогда, когда даже отец Петра Андреевича "был неутешен", поверив известию и виновности сына... Самоотверженность в любви, верность слову и чувству, готовность страдать, но не изменить себе, мягкость характера и непреклонная твёрдость тогда, когда это необходимо, обаятельная женственность и доброта, - вот основные черты характера Марьи Ивановны Мироновой, делающие его цельным, глубоким и искренним воплощением русского народного женского характера.

Образ Пугачева в "Капитанской дочке"

Своеобразна композиция создания образа Пугачёва: "вожатый" - главарь бунтовщиков, "государь" - смертник, прощающийся кивком головы с человеком, который видел его во всех этих ипостасях...".

Вожатый" нарисован Пушкиным как очень яркий, незаурядный образ - начиная от портрета и заканчивая образной народной речью, в которой фольклор становится способом создания речевой характеристики героя. Не случайно же у Гринева изначально возникает особое чувство к этому человеку, который привлекает его своей ощутимой силой, сокрытой под заурядным на первый взгляд обликом (речь идет об одежде, но "живые большие глаза так и бегали...").

Пугачёв-"государь" поражает странной смесью показного величия и трезвой самооценки, он отлично понимает, что Гринев не может и не станет вести себя так, как того требует "этикет", поэтому и ведет себя по отношению к нему совсем иначе, чем "на людях". Его знаменитая сказка об орле и вороне - это своего рода откровение, в котором душа его наиболее полно выражает сокровенное в ней. "Удача удалому", о которой он говорит, выражает его понимание смысла жизни, он готов идти до конца в своём "бунте", понимая и цену своим "людишкам", и зыбкость своих притязаний на титул "государя", и, наверное, свою обречённость. Именно сейчас, в положении "государя", Пугачёв проявляет одну из лучших черт своего характера - способность помнить добро и быть справедливым, ведь именно он делает возможным счастье героев, освобождая Марью Ивановну и отпуская влюбленных из Белогорской крепости, несмотря на "донос" Швабрина о том, кем же на самом деле является освобождённая им девушка: "Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай".

Наконец, Пугачёв, стоящий возле плахи, сумевший умереть достойно, не может не вызвать уважения. Создавая образ Пугачева в романе "Капитанская дочка", Пушкин шел наперекор официально принятой точке зрения и на само восстание, и на образ его предводителя. "Разбойник Емелька" в его романе предстаёт как очень сложный, внутренне противоречивый образ, соединяющий в себе способность творить кровавые зверства и добрые дела, умеющий понять другого человека и не желающий считаться с очевидными вещами, в чем-то близкий былинным богатырям (отсюда, вероятно, и обилие фольклоризмов в его речи) и полностью принадлежащий своему времени. Такой подход к созданию образа исторического персонажа для русской литературы 30-х годов XIX века можно считать новаторским, здесь Пушкин стал основоположником исторического подхода к изображению исторических же деятелей.

Автор "Капитанской дочки" проявляет себя глубоко осмысливающим историю патриотом России, его историософская концепция научна - и вместе с тем, это не мешает ему быть великим художником слова, на всю последующую историю России выразившим гениальной фразой необходимость разумного устройства жизни в стране, основанного в первую очередь на отказе от насилия: "Не приведи бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка".

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

Понравился материал?
12
Рассказать друзьям:
Просмотров: 45647