А.С. Пушкин - колорист
В последнее время в отечественном литературоведении появились работы, посвященные колористическому мастерству Тургенева, Гоголя, Тютчева, Достоевского, Блока. Предприняты попытки анализа цвета и в поэтическом творчестве А. С. Пушкина. Проза же поэта до сих пор не привлекла с этих позиций внимания исследователей. Между тем цветопись, будучи сама по себе второстепенным компонентом поэтики, проливает свет на всю систему художественного целого, позволяет глубже проникнуть в творческую лабораторию писателя, проследить рождение того или иного образа. Наблюдения показывают, что палитра Пушкина зависит от жанра произведения. В его драматургии краски почти отсутствуют, упомянуты лишь черные и белые цвета, не входящие в цветовой спектр. Такое «колористическое умолчание» тоже весьма симптоматично — оно свидетельствует о необычайно глубоком чувстве трагического, присущего Пушкину. Совершенно по-иному расцвечены его сказки, где много золотого, синего, красного. Своей цветописью «сказки» перекликаются с русским фольклором, а через него, в свою очередь, со "Словом о полку Игореве". Достаточно много оснований говорить об изменчивости колорита Пушкина даже внутри самого жанра. Подтверждением тому могут служить «Повести Белкина». Первая из них — «Выстрел» — «окрашена» всего тремя цветовыми пятнами: это красная шапка Сильвио с золотыми кистями и зеленое сукно на полу графского кабинета. В этой красочной триаде словно запечатлен основной конфликт произведения — неистовый, страстно-импульсивный Сильвио (красный — цвет страсти, возбуждения) и холодное спокойствие, невозмутимость графа (зеленый — успокаивающий, умиротворяющий цвет). Контраст этот ощутим в повести и выражен самыми разными способами. В «Метели» доминирует белый цвет. Оно и понятно: зима, снег, буран. Но им окрашено и платье Марьи Гавриловны, замужней по воле нелепого случая героини. Белое платье ее подчеркивает чистоту и девственность Марьи. Белый цвет вообще любим Пушкиным — это символ доброго, возвышенного, радостного. И потому-то он часто так «окрашивает» героев-фаворитов, придавая им дополнительные характерологические свойства. В повести «Гробовщик» явно превалирует желтая краска. Цвет этот, пожалуй, наиболее загадочный и неоднозначный — он ярок, но в то же время неприятен и печален, он связан с юностью и одновременно это признак болезни, увядания, смерти. В «Гробовщике» желтый цвет уместен и понятен: клиенты Адрияна Прохорова — мертвецы. Но Пушкин придает краске характерологическое значение, и она в глазах гробовщика получает мажорное звучание. Неспроста ведь домик, который давно хотелось приобрести Адрияну, — желтого цвета. Желты и шляпки его дочерей, надеваемые лишь по торжественным случаям. И купчиха Трюхина, которую мечтает похоронить гробовщик, желта как воск. Желты лица гостей-покойников, явившихся ему в кошмарном сне, желта будка Юрко (до пожара). Примечательна и концовка повести. Она совершенно «бесцветна», но в ней подспудно присутствует краска. И опять-таки желтая — это яркое солнце, освещающее постель спящего гробовщика. Солнце словно выводит героя из мира мертвецов, оживляет его, и потому в этом случае краска (не названная в тексте) оборачивается иной своей ипостасью. Начало повести «Капитанская дочка» напоминает гравюру своим черно-белым колоритом: белые облака и тучи, белизна снега контрастируют с черной фигурой Пугачева, его черной бородой и глазами. Черный цвет в описании Пугачева проходит через всю повесть, но в последующих главах предводитель крестьянского восстания «окрашен» по-иному: на нем красный кафтан, шапка с золотыми кистями, в его руке белый платок. Проделанный анализ позволяет говорить о том, что Пушкин равнодушен к красочному портрету, развернутому пейзажу, к изображению интерьера, - словом, ко всему зрительно-статичному. Выразительность Пушкина явно превалирует над изобразительностью. Источник: XXVII Пушкинская конференция. Тезисы докладов. Оренбург, 1983. 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3236
| |