Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гончаров И.А.

"Обрыв" (Гончаров): описание и анализ романа из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Обрыв» — роман И.А. Гончарова. Первая публикация — журнал «Вестник Европы», 1869, №1—5; первое отдельное издание в двух томах вышло в Петербурге в 1870 году.

У романа «Обрыв» Гончарова длительная и сложная творческая история, связанная как с особенностями биографии автора, так и с общественно-политической и художественной жизнью России 1840—1860-х гг. Роман задуман в 1849 г. под названием «Художник». Работа над его первоначальными фрагментами шла параллельно «Обломову» и была почти приостановлена в период кругосветной экспедиции на фрегате «Паллада» и создания книги очерков об этом путешествии. В марте 1858 г. писатель вернулся к замыслу своего третьего романа. В начале 1860-х гг. были опубликованы фрагменты будущего произведения с общим подзаголовком «Эпизоды из жизни Райского»: «Софья Николаевна Беловодова» («Современник», 1860, №2), «Бабушка» и «Портрет» («Отечественные Записки», 1861, №1,2). На протяжении работы название романа варьировалось, отражая изменения замысла: «Художник», «Художник Райский», «Райский», «Вера» (весна 1868 г.), наконец, «Обрыв» (лето 1868 г.).

Годы работы Гончарова над романом «Обрыв» были периодом серьезнейших в истории России изменений. Государственные, экономические, социальные преобразования, начавшиеся с воцарением Александра II, повлекли за собой немалые перемены в частной и общественной жизни. Конфликт «старого» с «новым» явился предметом художественного анализа Гончарова. Различные аспекты такого конфликта становятся содержательной доминантой литературы этого периода, чутко реагировавшей на происходившие перемены. Об этом парадоксальным образом свидетельствует ссора И.А. Гончарова и И.С. Тургенева и «третейский суд» (март 1860 г.), состоявшаяся из-за того, что Гончаров усмотрел в романе Тургенева «Дворянское гнездо» заимствования из «Обрыва». Судьями были С.С. Дудышкин, А.В. Дружинин, П.В. Анненков. От Тургенева было отведено обвинение в плагиате, а совпадения были признаны закономерными «как возникшие на одной и той же русской почве».

 «Обрыв» относят к психологическому течению русского реализма, где общественные коллизии раскрываются через изображение внутреннего, духовного мира личности. В романе явственно различимы два художественных пласта, взаимодополняющие друг друга: центральный (внутренний, психологический мир «высокой трагедии») и периферийный (внешний мир быта).

В статье «Лучше поздно, чем никогда» («Русская речь», 1879, №6) Гончаров отмечал, что первоначально белее всего его занимали три лица: Райский, Бабушка и Вера, но особенно Райский. Позже он главное значение придавал двум последним частям романа, где разыгрывается драма Веры. Сюжетным стержнем произведения является поиск Райским материала для своего романа — литературного и житейского. Такой ход дал автору возможность широкого географического (столица, провинция) и нравственно-психологического (различные человеческие типы и модели их отношений друг с другом и с Райским) охвата действительности. Динамика образа Райского — это персонификация «видения» строгого образа «чистой женской красоты <...> какой-то будто античной, нетленной, женской фигуры» в Вере, бабушке (Татьяне Марковне Бережковой) и Марфеньке, за которыми стоит «исполинская фигура» всей России. Именно апология женщины, имеющая глубокую культурно-философскую традицию (в том числе и христианскую) и столь характерная для творчества Гончарова, становится позитивной частью художественного полотна романа.

В образе Бориса Павловича Райского традиционно усматривается генетическая связь с типом «лишнего человека» в русской литературе и акцентируются артистизм, дилетантизм, безволие. В творчестве Гончарова Райский развивает типы Александра Адуева («Обыкновенная история») и Ильи Ильича Обломова («Обломов»). Вместе с тем, в Райском находят связь с героями-интеллигентами русской литературы конца XIX — начала XX вв. (А.П. Чехова, А.П. Платонова и др.), которые в силу своих личностных особенностей обречены на трагическое бездействие в общественной и частой жизни.

Антиподом Райского — политическим, психологическим и нравственным — является Марк Волохов. Он представитель «новых людей» в жизни и литературе, отражение типа «нигилиста» в крайне непривлекательном варианте. Именно этот образ вызвал резкие нападки на роман со стороны радикальной критики, выразившей точку зрения общественного движения, представителем которого и был Волохов, и которое усмотрело в его образе извращение своих идей, вульгаризацию и тенденциозность: М.Е. Салтыков-Щедрин «Уличная философия» («Отечественные Записки», 1869, №6), Н.В. Шелгунов «Талантливая бесталанность» («Дело», 1869, №8), А.М. Скабичевский «Старая правда» («Дело», 1869, №10), М.К. Цебрикова «Псевдоновая героиня» («Отечественные Записки», 1870, №5). Однако Волохов не был художественным просчетом Гончарова: романист лишь прозорливо подметил антидуховные тенденции естественнонаучного материализма своего времени.

Образ Ивана Ивановича Тушина задуман Гончаровым как воплощение «золотой середины».Этому персонажу удалось на деле гармонично объединить личные устремления и общественные интересы. Он развивает идеи, заложенные в образах Адуева-старшего («Обыкновенная история») и Штольца («Обломов»). Его активная деятельность эмоционально одухотворена, это «ум — не одной головы, но и сердца, и воли». Поэтому возможность брака Веры с Тушиным следует рассматривать как вариант выхода героини из житейского и душевного тупика.

Главным достижением автора «Обрыва» считаются женские образы. Героини Гончарова олицетворяют высшие духовные устремления. Нравственно-эстетический идеал романиста персонифицирован в образе Веры, главной героини произведения. Ее отличает сильный характер, пытливый ум, красота. Драма Веры, окончательно разыгравшаяся в двух последних частях романа, является, безусловно, центральным моментом произведения. Отношения Веры и Марка — людей одного поколения — представлены как «поединок» мировоззрений, драматическая борьба «старого» и «нового», когда понятия, принципы и убеждения смешиваются прежде, чем определятся. Известно, что на творческую историю романа оказала огромное влияние драма в семье Майковых, с которой Гончарова связывали многолетние добрые отношения. Прототипом Веры считается Е.П. Майкова, жена В.Н. Майкова — брата Аполлона, Валериана и Леонида Майковых, которая в 1866 г., увлеченная идеями «новых людей», набиравшим силу «женским движением», ушла из семьи, известной своей просвещенностью и патриархальностью, к бывшему семинаристу и учителю своих детей Ф.В. Любимову. Гончаров, относившийся к Майковой с искренней симпатией, пытался удержать ее от опрометчивого шага, уговаривал вернуться в семью. Отказ Майковой он связал с неразвитостью или заглушенностью той стороны ее натуры, «которую относят к понятию о сердце», а для своей литературной героини провидчески предпочел судьбу, соответствующую его представлению о нравственном и эстетическом чувстве.

Среди женских образов романа центральными, помимо Веры, являются бабушка Татьяна Марковна Бережкова и Марфенька, сестра Веры.

Татьяна Марковна Бережкова — один из ключевых образов романа — консервативная хранительница семейного гнезда, нежно привязанная к внукам и следующая традиции, коллективному опыту веков, в котором заключена подлинная мудрость. Доминантами ее личности оказываются незаурядность, яркость, сила, драматизм. Она является оплотом «старой правды» — предмета художественного исследования Гончарова. Однако ее судьба таит эпизод сходный с тем, который дал название роману. Фигура бабушки статична, романист не рисует внутренних движений ее души, десятилетиями несшей в себе боль своего тайного греха, но именно ей достало душевных качеств, чтобы понять и поддержать Веру. Неслучайно роман содержит как вариант развития судьбы Веры повторение ею судьбы бабушки, наряду с возможностью брака с Тушиным.

Марфенька наиболее явно и просто выражает идеалы патриархального уклада, не ведая сомнений в нем.

Творческую манеру Гончарова отличает точность и филигранность портретных зарисовок, психологическая достоверность типов, пластичность сюжета, живая атмосфера места действия, проработанность деталей, доверительный, спокойный, притягательный стиль повествования, занимательность рассказа. Романы Гончарова считаются эталоном этого жанра наряду с произведениями И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова. Вместе с тем, по справедливому наблюдению Д.С. Мережковского, все они созерцают жизнь с собственной точки зрения: «Тургенев опьянен красотой. Достоевский — страданиями людей. Лев Толстой — жаждой истины <...>. Все огромное здание его [Гончарова] эпопеи озарено ровным светом разумной любви к человеческой жизни».

Роман впервые был экранизирован в 1913 г. (И.И. Мозжухин в роли Райского). Театральные постановки: 1914 г., Москва, Русский драматический театр Ф.А. Корша, режиссер В.К. Татишев; 1956 г., Ленинград, Большой драматический театр им. Горького, режиссер Н.С. Рашевская; 1957 г., Москва, Центральный театр Советской армии, режиссер Н.М. Горчаков.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5982