Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гончаров И.А.

Анализ романа "Обрыв" Гончарова

  • Статья
  • Еще по теме

«Обрыв», третий и последний роман Гончарова, был задуман в 1849 году как продолжение трилогии об обломовщине, о дореформенной жизни русского дворянства. Окончательный текст романа, появившийся в 1869 году, вызвал бурную полемику.

Основными темами «Обрыва» становятся борьба старого и нового, поиски путей прогрессивного развития России. Гончаров рисует яркие картины жизни накануне реформ 60-х годов, состояние брожения, в котором находится русское общество, старые и новые типы русской жизни. В центре внимания автора – судьбы четырех персонажей: Райского, бабушки Татьяны Марковны Бережковой, Веры и Марка Волохова. Именно эти герои являются носителями ведущих идей своего времени, что позволяет автору не только охарактеризовать эти идеи, но и выразить свое отношение к ним.

Райский - сюжетообразующий герой, он связывает в единую композицию всю образную систему романа. Автор подробно знакомит читателя с биографией своего героя, стремясь представить его как личность и как тип. Райский - романтик, личность незаурядная, талантливая, бесспорны его нравственные достоинства. Для Гончарова он становится воплощением аристократической обломовщины, что обусловливает некоторую двойственность его социальных, этических и эстетических убеждений.

Татьяна Марковна - воплощение сильной, патриархальной Руси. Мудрая, душевно щедрая, сохранившая верность лучшим традициям национальной жизни, она становится для писателя символом старой, крепкой, необломовской России.

Марк и Вера представляют юную - ищущую, бунтарскую — Россию. Марк - отрицатель и ниспровергатель всего сущего - явно несимпатичен автору. Его претензии на идейную программу, его открытый вызов общепринятым правилам, его цинизм не позволяют автору увидеть в нем позитивную общественную силу. Вера, не принимая «неправды старой», неправды крепостнической России, стремясь к обновлению и созиданию жизни, не принимает и «неправды новой» - революционной, нигилистической.

Введение в образную систему Тушина, стремление автора сделать его положительным героем и наиболее вероятным претендентом на руку Веры, свидетельствуют о желании Гончарова представить блок растущей буржуазии и сохранившихся крепких слоев дворянства как положительное явление русской жизни.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3120