Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гончаров И.А.

Образ Обломова в романе "Обломов" (подробный анализ)

  • Статья
  • Еще по теме

Обратите внимание на то, с какой простотой и закономерностью развивается повествование в первой части, как подчинены все его элементы единой задаче: обрисовать героя, дать объёмный портрет Ильи Ильича Обломова.

Художественное пространство и время: один день из жизни героя, похожий на множество других, дает представление о целых годах, прожитых в стенах этой квартирки на Гороховой улице. Этот замкнутый мир, едва сохранивший связующие нити с шумной и суетливой жизнью вовне, весь пропитан Обломовым: каждая вещь здесь носит отпечаток его личности.

Обратите внимание также на гоголевский подтекст в первых главах романа: мечты Обломова об уединенной сельской жизни (глава 8), описание интерьера комнаты (глава 2) не могут не напомнить о Манилове. А кого ещё из героев Гоголя мы вспоминаем, читая эти страницы? Замкнутость, закупоренность обломовского жилья воскрешают образ Коробочки, упорные поиски вчерашнего сыра вызывают призрак Плюшкина, некоторая неопределенность черт сближает Обломова с Чичиковым, а вдохновенная ложь о благодеяниях крестьянам всего на шаг отстоит от беззастенчивого ноздрёвского вранья.

Гончаров идет вслед за Гоголем и творчески перерабатывает его опыт. Вот Обломов оказывается в окружении своих знакомых: Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева, Тарантьева. Как ярко каждый из них воплощает в себе ту или иную сторону петербургской жизни! Но в отличие от Чичикова, который с любым помещиком находит общий тон, обнаруживая внутреннее сходство с ними, Обломов в разговоре с каждым из гостей проявляет умение не сливаться с чужими мнениями, не признавать чуждых ему истин. Хамелеонство Чичикова раскрывает в нем ничтожность человеческого содержания. Напротив, несходство Обломова с окружающими показывает его незаурядность, нравственное преимущество.

Гончаров заставляет нас вспомнить персонажей «Мёртвых душ» далеко не случайно. Он обнаруживает типологическое родство Обломова с гоголевскими помещиками, заставляя задуматься над вопросом, предстала ли перед нами ещё одна «мёртвая душа» или эта душа жива и способна очнуться от сонного оцепенения.

Автор даёт нам возможность увидеть и лучшие человеческие свойства героя: способность в ясные сознательные минуты трезво и сурово оценивать себя; честность, искренность и доброту, «волканическую внутреннюю жизнь», невидимую для окружающих. Именно внутренняя честность заставляет Обломова мучительно переживать собственную никчёмность и задаваться вопросом: «Отчего я такой?»

В первой части романа Гончаров мастерски использует все средства реалистической типизации для создания живого, убедительного, объёмного образа главного героя. Автор заставляет нас не только посмеяться над Обломовым, но и проникнуться к нему симпатией, а главное, задуматься, отчего он такой и может ли он измениться. Ответ мы будем искать вместе с героями на протяжении всего романа.

Писатель-реалист старается точно, правдиво и полно изобразить избранное им явление действительности (в данном случае это личность Обломова). Реализм требует не только объективного изображения, но и аналитического исследования этого явления, стремится на его примере раскрыть законы жизни (социальные, психологические, нравственные закономерности). Поэтому Гончаров не останавливается на изображении Обломова. Он стремится исследовать и объяснить, как и почему возник этот тип, какие свойства русской действительности закономерно привели к его возникновению.

Эта задача приводит нас в Обломовку. Приступая к разбору этого фрагмента, обратим внимание на то, что рассказ о жизни обломовцев ведется как бы с двух точек зрения: один взгляд — маленького Илюши Обломова, чуткого, впечатлительного ребёнка, впитывающего в себя всё, что он видит, и воспринимающего это как должное, как норму жизни. Другой — беспристрастный, проницательный и критичный взгляд автора.

Обломов — плоть от плоти своей родной Обломовки, он не мог стать иным, он продолжение целой череды обломовых, под разными фамилиями населявших Русскую землю. Но ведь время не стоит на месте, жизнь меняется. Подумаем, чем образ жизни Ильи Ильича отличается от образа жизни его родителей:

        Илья Ильич получил лучшее образование;

        он дольше жил в свете, вращался в обществе;

        он впитал многие современные идеи, проникся ими.

Резкое отличие показано автором уже в первых главах второй части: Обломов ведёт свою сонную барскую жизнь не на лоне мирной природы, не среди таких же, как он, соседей, а в шумном Петербурге, окружённый деловитыми, энергичными, целеустремлёнными людьми. Не случайно во сне Обломовка видится герою утраченным раем. Илья Ильич и сам любит подчёркивать своё отличие от грубых и невежественных провинциальных помещиков прежней эпохи. Но вдумаемся, какой идеал жизни рисует он в своих мечтах, чем этот идеал отличается от существования Обломовки.

Герой Гончарова не только оставил Обломовку в прошлом, но стремится перенести её и в будущее. Внешние небольшие отличия не скрывают единой сути: идеал Обломова — сытая, неспешная жизнь на лоне благодатной природы, жизнь без труда и заботы, полная любви, нежной дружбы и сознания своей хозяйской власти над природой и людьми.

В Обломове есть поэтическая жилка. Чувствительность, тонкость и нежность души Обломова раскрываются в его рассказе не меньше, чем в его сне. Мы понимаем, что выросший в атмосфере любви Илья Ильич воспринимает её как естественную норму человеческих отношений и с трудом существует в мире, где любовные, братские чувства вытеснены тщеславием и корыстью.

«Сон Обломова» не картина жизни патриархальной России. Детская память Илюши Обломова избирательна. Она не запечатлела ни стихийных бедствий (даже просто плохой погоды), ни голода и нищеты, ни тяжёлого крестьянского труда. Воображение героя создаёт идеализированный, утопичный образ, далёкий от реальности. Жизнь настоящей Обломовки приоткрывается нам через письмо старосты. Вспомним слова Гончарова: «...если б вы могли представить себе всю грубость и грязь, которая таится в глубине наших обломовок... » Гончаров в этой главе не показывает нам грубость и грязь, он открывает нам Обломовку такой, какой видит её Илья Ильич. Но даже поэтически преображённая, вымечтанная, она привлекает далеко не всех. Многие вслед за Андреем Штольцем отвернутся от неё с презрением и скажут: это не жизнь, это какая-то... обломовщина.

Обломов и Штольц

Повидавший множество людей Штольц нигде не находит равного Илье Ильичу по доброте и душевной открытости. Обломов следует за Штольцем не по одной мягкотелости, но потому, что признаёт его правоту, хранит верность идеалам юности, объединявшим друзей (часть 2, глава 4). Декларируя высокие идеалы, Штольц на практике предлагает другу жизнь петербургского дельца или расчётливого помещика, направленную на достижение личного благополучия, а вовсе не «общего блага», о котором они мечтали в молодости. Оценить глубину и силу обломовского отрицания этих буржуазных идеалов поможет цитата М. М. Пришвина: «Никакая "положительная" деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя... и т. д.»

Сопоставление героев помогает увидеть особую внутреннюю силу Обломова: силу сопротивления чуждому идеалу, способность не подчиняться стереотипам господствующей морали, быть верным собственному пониманию нравственных норм. Женитьба Ильи Ильича на Пшеницыной, ужасная с точки зрения Штольца, показывает, что Обломов способен действовать вполне самостоятельно и решительно, без всякого внешнего понуждения, если это в согласии с его чувствами и совестью. Не случайно в сцене последнего объяснения с Андреем Ивановичем он говорит «с мыслью на лице, с полным сознанием рассудка и воли». Узость понятий, неумение глубоко проникать в душу другого человека обнаруживает здесь Штольц.

Гончаров изобразил переживания Обломова, связанные с размышлениями об искусстве, природе и любви очень ярко и подробно. О Штольце же сказано, что он любил музыку, умел наслаждаться природой, испытывал любовь, но не показано, как он слушает, как любуется природой, как переживает любовь. Нам приходится верить в совершенства Штольца без доказательств, так же как и в полезность его практической деятельности.

Ещё раз подчеркнём, что результаты нравственного поединка между Обломовым и Штольцем вряд ли можно оценить однозначно. Непривлекательность образа делового человека, способного обеспечить себя и ещё позаботиться о других, сегодня совсем не очевидна.

Обломов и Ольга Ильинская

Исследуя тип Обломова, автор стремится изучить все его стороны, проанализировать все таящиеся в нём возможности. Способен ли Обломов к возрождению, есть ли такая сила, чтобы вернуть Илью Ильича к деятельной жизни? Мы видели, что усилия дружбы оказались напрасными. У Штольца не хватило упорства всю жизнь тащить Обломова за собой, и он не нашел того идеала, ради которого Обломов стал бы двигаться сам. На смену дружбе приходит любовь — самая могучая из всех стихий, властных над человеком.

Идеал Обломова неотделим от образа утраченного обломовского рая с его спокойствием и неизменностью. Между тем в облике Ольги подчёркнута внутренняя энергия, устремлённость к какой-то ещё неведомой цели. Осмысляя характер героини, обратимся ещё раз к способам создания образа в романе. Обратим внимание на то, что в изображении Ольги преобладает авторское описание, проникнутое симпатией и восхищением. Достоинства героини, названные писателем, впоследствии раскрываются чередой её поступков. Используется и приём сопоставления с антиподом. Ольге противопоставлена Сонечка — воплощение светской пустоты, кокетства, расчётливости в любви. Контрастом образу Ольги служит также образ её тетки. На их фоне резче выступают индивидуальные черты героини, ценимые автором: искренность, чистота и сила чувств, ясность ума, простой и здоровый взгляд на жизнь.

Испытание любовью заканчивает исследование личности Обломова. Ольга предлагает Обломову цель, согласную с его собственными стремлениями: любовь, счастье, единую жизнь двух прекрасных душ. Но и ради этого идеала Илья Ильич не смог преодолеть житейские трудности, победить собственные сомнения и лень. Он совершает открытие: «...в любви нет покоя, и она всё меняется, всё движется куда-то вперёд, вперёд... как вся жизнь...» Ольга подтверждает: «Я видала счастливых людей, как они любят... у них неё кипит, и покой их не похож на твой; они не опускают головы; глаза у них открыты; они едва спят, они действуют!» В то же время прекрасные свойства души Обломова: честность, деликатность, бескорыстие — проявились в этом испытании особенно ярко.

Пути Ольги и Обломова расходятся. Закономерность такого финала раскрыта автором изначально. На жизненном пути героя встречается другая женщина: она так же во всем противоположна Ольге, как Обломов противоположен Штольцу.

Обломов и Агафья Пшеницына

Для Андрея Ивановича Пшеницына «простая баба», воплощение той «ямы», куда упал Обломов. Но так ли судит о ней автор? Ведь самые проникновенные, задушенные страницы романа Гончаров посвящает Агафье Матвеевне. Труд для неё естественная стихия жизни, притом он не наказание, как для обломовцев, не самоцель, как для Штольца, не мечта, как для Ольги. Труд Агафьи Матвеевны — добровольный и радостный, согретый любовью к близким людям. Их благо — цель и смысл её неустанной деятельности. Она не мечтает о благе всего человечества, но ближние — предмет её неусыпных забот. Свои дети, Обломов, дети «братца» — всегда найдутся те, кто нуждается в её трудах.

В сне Обломова не было объяснения одному: как живёт, за счёт чего существует Обломовка. Один только сказочный образ Милитрисы Кирбитьевны — щедрой дарительницы незаработанного хлеба. Вся неведомая Обломову крестьянская трудовая Россия прячется для него за этим волшебным персонажем. Это образ чудной жены и одновременно матери. Мечта о ней — мечта о вечном детстве под покровительством женских ласковых рук. В реальной жизни Милитриса Кирбитьевна воплощается в Агафью Матвеевну Пшеницыну. Окружённый её бескорыстной любовью, Обломов обретает свою Обломовку, своё утраченное детство и тихо погружается в сладкий младенческий вечный сон.

Гончаров, как всегда, не даёт нам однозначного ответа, какая любовь, по его мнению, «настоящая»: требовательная и взыскательная любовь Ольги или всепреемлющая и жертвенная Агафьи Матвеевны. Он показывает явление в развитии — от истока до результата, предоставляя выбор читателю.

Обломов и обломовщина

Писатель-реалист исследует одно из ярких явлений русской действительности — обломовщину. Гончаров раскрыл её исторические и социальные корни (крепостничество, система барства и рабства), её психологические проявления (лень, апатия, неприспособленность к жизни), её исторические перспективы (неизбежность гибели старой Обломовки, буржуазное обновление России) и т. д. Критик-демократ Н. А. Добролюбов так и считал, что в романе И. А. Гончарова главное не Обломов, а обломовщина, а герой служит только её наглядным примером. Но почему тогда Гончаров не назвал роман «Обломовщина»? (Третий свой роман писатель также планировал назвать именем героя: «Райский», но заменил это заглавие на «Обрыв». Значит, это для Гончарова принципиально важный момент.)

Если понимать обломовщину исторически конкретно, как социально-психологическое явление, возникшее в эпоху отмирания крепостного строя, то нужно увидеть в Илье Ильиче угасающий «обломок» этой уходящей жизни и вместе со Штольцем приветствовать зарю новой действительности, восклицая: «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век!» Тогда и роман Гончарова интересен нам лишь как музейный экспонат, свидетельство далёкого прошлого.

Но где же тогда носители будущего? Ольга и Андрей тоже устроили свой быт, построили свой мир. Чувствуют ли они себя вполне счастливыми? Как в романе оценивается разумное и благополучное существование Штольцев? Это худший вариант обломовщины, по мнению ряда исследователей.

Если принять эту точку зрения, придётся признать, что труд как таковой, активность, подвижность сами по себе ещё не спасают от обломовщины. «Что же тогда не обломовщина?» — вновь возникает перед нами тревожный вопрос Ильи Ильича. Обломов признаёт, что не нашёл ответа, но известен ли этот ответ Штольцу? Ответил ли на него автор романа?

Уже в первые годы после выхода романа в критике появилась тенденция толковать обломовщину очень широко. Прочитаем фрагмент статьи Добролюбова, где описаны разновидности обломовщины. Критик находит её проявления фактически повсюду, в любой деятельности, не направленной на активное социальное преобразование. Для Н. А. Добролюбова единственный способ преодоления обломовщины — коренное революционное обновление всего уклада русской жизни. А. В. Дружинин тоже трактует понятие обломовщины весьма масштабно, хоть и оценивает её иначе. Для него обломовщина — это младенчество нации, преодолеваемое естественным путём в процессе роста. С тех пор Россия стала старше на полтораста лет и пережила не одну революцию. Жива ли ныне обломовщина? Встречаетесь ли вы с её проявлениями? Что же такое обломовщина?

Обломовщину можно трактовать и как особую мировоззренческую позицию, как философию, противопоставляющую западному идеалу прогресса иные ценности. Идейная проблематика романа Гончарова чрезвычайно глубока и сложна, а объективность автора так устойчива, что допускает самые разные, даже противоположные истолкования его замысла. Но даже тех, кто не вдумывается в эти проблемы, вряд ли может оставить равнодушными смешная и трогательная фигура Ильи Ильича Обломова.

Какой след оставил Обломов в жизни людей? Этим вопросом можно завершить размышления о романе. Вспомните те строки, где говорится о светлых чувствах, которые рождаются при имени Обломова в душах Ольги и Штольца, о безграничной преданности покойному Захара, о том, как наполнилась смыслом благодаря Обломову жизнь Агафьи Матвеевны.

Оценке личности героя может способствовать анализ роли второстепенных персонажей романа. Так, бесцветный Алексеев не только является одним из воплощений унылой обломовщины, но и подчёркивает незаурядность, богатство душевной жизни Ильи Ильича. Образ Тарантьева помогает нам увидеть, с одной стороны, житейскую неприспособленность Обломова, а с другой — его непримиримость к явному злу, способность противостоять ему. Пощёчина Тарантьеву — доказательство, что есть вещи, ради которых Обломов может встать с дивана и явиться грозной силой на защиту своей душевной святыни.

Если обломовщина шире, чем просто образ жизни Обломова, то и Обломов не исчерпывается обломовщиной. Талант Гончарова проявляется в том, что он не только глубоко исследует тип Обломова как писатель-реалист, но и как истинный художник делает Илью Ильича живым и близким для нас человеком.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6266