Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Достоевский Ф.М.

Алеша Карамазов в романе "Братья Карамазовы"

  • Статья
  • Еще по теме

Карамазов Алеша — один из главный героев. Сын Федора Павловича и его второй жены, смиренной Софьи Ивановны, которую тот называет кликушей. Роман «Братья Карамазовы» был задуман Достоевским как первая часть жизнеописания Алеши, «положительно прекрасного человека».

Воспитывался, как и брат Иван, в чужой семье, учился в гимназии, которую не окончил. С детства проявлял страсть к книжкам, был всеобщим любимцем. Одна из главных черт— «дикая, исступленная стыдливость и целомудренность». Вернулся к отцу, чтобы разыскать могилу матери, затем поступил послушником в монастырь к старцу Зосиме. К событиям в романе ему девятнадцать лет, у него широко расставленные, блестящие темно-серые глаза, темно-русые волосы, несколько удлиненный овал лица. Задумчивый, спокойный вид. Достоевский подчеркивает физическое и душевное здоровье Алеши Карамазова в отличие от страдающего падучей князя Мышкина. Пройдя монастырскую аскезу, послан старцем Зосимой в мир — «на великое послушание», чтобы выполнить свою христианскую миссию. Он крепко связан с этим миром и земной жизнью не только своей карамазовской жизненностью, но и убежденностью, что нужно «...прежде всего на свете жизнь полюбить... Полюбить прежде логики...», а тогда станет ясен и смысл. Алеша Карамазов обладает не только детской непосредственностью и естественностью, наивностью и целомудрием, но и свойством всепонимания и сострадания, вызывая тем самым всеобщую к себе симпатию. Он является в романе «Братья Карамазовы» связующим звеном между различными персонажами, которые, пользуясь его кротостью и открытостью, исповедуются ему, делясь самыми тайными своими переживаниями.

Но и сам он проходит через разные искушения: несбывшееся ожидание чуда после кончины Зосимы, острая неприязнь к отцу и, главное, «бунт» брата Ивана, который выкладывает перед пораженным Алешей свои «фактики» о людской неправедности и жестокости. Ему также не чуждо бунтарское начало, как и вопросы о справедливости, добре и зле, которые, однако, не достигают в нем такого накала, как у Ивана. Подвержен Алеша и влияниям таких людей, как семинарист-атеист Ракитин. Однако в его душе всегда побеждают любовь и сострадание, он принимает мир Божий и правду земную. Именно идея любви ко всем людям без исключения, любви-сострадания, любви-всеприятия, которую проповедовал старец Зосима, помогает ему выстоять в первом столкновении с миром.

Ключевая сцена в развитии образа Алеши Карамазова: слушая чтение Евангелия над гробом старца Зосимы, он задремывает и видит брак в Кане Галилейской. Очнувшись, он выходит из кельи покойного и падает как подкошенный на землю, обнимает ее и целует, и душа его трепещет, «прикасаясь мирам иным», и хочется простить всех и за все и просить прощения — «за всех, за вся и за все...». Этот мистический экстаз, мистериальное чувство внутреннего преображения, родства с мирами иными и со всеми живущими на земле — момент высокой гармонии в романе. С этого мгновения начинается служение Алеши, которое оказывается далеко не идиллическим, а постоянно вступает в противоречие с гордостью и вожделениями других персонажей. Тем не менее Алеша Карамазов — своего рода лекарь, врачующий чужие раны и успокаивающий чужую боль способностью принять беду и страдание другого человека в свою душу. Он видит лучшее в другом под накипью зла и порока, он соединяет людей новыми, более человечными отношениями, отрицающими сословные предрассудки, возрастные различия и основанными на взаимном уважении и понимании.

С Алешей в романе, как и с князем Мышкиным, связана тема детства. Он дружит с гимназистами, товарищами Илюши Снегирева, и в них находит самый близкий себе круг. Тема детства у Достоевского связана с темой будущего — не случайно роман заканчивается тем, что Алеша вместе с Колей Красоткиным и другими мальчиками идет на поминки по Илюше. По замыслу автора, Алексей Карамазов должен был представить собой «деятеля», пока «неопределенного» и «не выяснившегося», но который непременно явится в России в «роковую минуту» ее жизни. Образ Алеши признавался критикой несколько обедненным по сравнению с образами Ивана и Дмитрия.

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. - М.: Олимп; ООО "Издательство АСТ", 1997

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4270