Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Общие темы

Тема красоты в лирике поэтов-символистов 20 века (сочинение)

  • Статья
  • Еще по теме

Поэзия символистов занимает особое место в творческом наследии серебряного века. Это таинственный, нереальный, прекрасный, а порой устрашающий мир, созданный поэтами под влиянием времени и жизни. В нём присутствуют все чувства, характерные для каждого человека: печаль и радость, смятение и умиротворённость. В стихах символистов звучат темы смерти и вечности. Характерной особенностью было их сюрреалистическое мироощущение. В их творчестве нашло отражение нестандартное мировоззрение, глубокие философские мысли. Каждый из символистов рассматривал жизнь сквозь призму своего собственного сознания. Каждый из них имел свои представления об идеалах жизни, любви, красоты.

Красота в лирике поэтов-символистов также предстаёт в особенном, необычном обличье. Практически любое стихотворение, за исключением, может быть, «тревожной» апокалиптической лирики, так или иначе несёт на себе отсвет красоты. Это и цикл «Стихи о Прекрасной Даме» А. Блока, и лирика В. Брюсова, воспевавшего материю и камень, лаву и металл, и поэзия К. Бальмонта, «поющего» о вечном. Всех этих поэтов объединяет мечта о прекрасном, приметы которого виделись им в привычных, земных чертах:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасшего дня...

Одним из наиярчайших примеров воспевания К. Бальмонтом «простой» красоты являются эти строки. Это стихотворение — восторженный гимн холмам и звёздам, полям и лесам. С помощью стихов поэт выражает свои сокровенные мечты:

Счастье души утомлённой

Только в одном:

Быть как цветок полусонный

В блеске и шуме дневном,

Всё позабыть и забыться,

Тихо, но жадно упиться

Тающим сном.

Как видим, поэт предпочитает забыть своё земное существование и стремится в мир грёз, где он видит себя «полусонным цветком», живущим непонятной, но оттого ещё более привлекательной жизнью.

Брюсов — поэт-«тяжеловес». Анализируя его творчество, нельзя не упомянуть о теме города. Город в стихах Брюсова — это особый, по-своему прекрасный мир, представляющийся как некая глобальная стихия, включающая в себя практически всё, что человек может увидеть в жизни. Он воспевает город, его улицы и лица прохожих, дома и домны заводов. Так же, из-за городской черты, поэт видит природу:

Облака опять поставили

Паруса свои,

В зыбь небес свой бег направили

Белые ладьи.

Совершенно по-иному звучит мотив красоты в лирике И. Анненского. Поэт усматривает красоту в тоске. Тоска — тонкая форма существования его лирического героя. У поэта одухотворённо и красиво тоскует всё: люди, природа, вещи:

И в выцветшей степи

Туманная река.

Так плавно двигались

Над нами облака.

В поэзии Анненского мотивы красоты приобретают религиозное звучание:

В блёстках туманится лес,

В тенях меняются лица,

В синюю пустынь небес

Звоны уходят молиться...

Мотивы красоты в лирике поэтов-символистов просматриваются на протяжении большого отрезка их творчества. Красота описывается в органичных, разносторонних мирах — от возвышенно-романтических юношеских, в которых преобладает светлое лирическое настроение, до декадентских, сюрреалистических представлений о красоте, где миг безысходности становится волшебной дверью, за которой открывается мир красок и веселья, спокойствия и счастья.

Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и абитуриентов. - М.: ООО "Мир книги", 2004

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4357