Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Общие темы

Символизм в русской литературе 20 века

  • Статья
  • Еще по теме

Конец века. Усиление эсхатологических настроений. Разрыв между традициями в культуре. Разочарование в социальных проблемах. Интерес к буддизму и восточной философии. Имморализм как поведенческая норма. Кризис поэзии. Даже отсутствие поэзии как таковой. Пустынность ландшафта поэзии. Не календарный, настоящий XX век с 1914 года.

Ни одно крупное произведение не может быть создано только личной волей творца. Необходима культурная почва.

Символизм — это не только литературное направление, это — мироощущение. Поэт может следовать только голосу сердца, дара, внутреннего зова. Нужно творить не искусство — нужно творить жизнь. Наступило время синтеза. В основании любого литературного направления лежит философия. В основании символизма — философия Платона и неоплатоников, мысль Платона о существовании идеального мира, только отблеск, которого доходит до нас. Тоска по нездешнему.

Характерные черты символизма:

1.       Обращение к вечности.

2.       Отсюда — восприятие социального как второстепенного. «Фабрика» А. Блока — стихотворение о жизни, которая кинута в пасть Молоху государства.

3.       Имморализм. Особое человеческое состояние, когда в системе ценностей самая главная — наслаждение. У таких людей оно не может быть телесным. Культ страданий.

Рената в «Огненном ангеле». Нина Петровская (она — Брюсов-. Белый).

4.       Тяга к силе, культ силы. «Ассаргадон» и другие у Брюсова.

5.       Образованность. Мы уже не знаем языка, на котором они писали, среди «слов-сигналов» особую притягательную силу они ощущали в слове «гунны».

6.       Соседство смерти и страсти. «Нюрнбергский палач» напечатан в альманахе «Сатанизм». Все началось в Петербурге, но было подхвачено в Москве и там-то развилось (Сборник «Русские символисты», 1896).

В Петербурге символизм имел характер религиозно-философский (Д. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, Д. Философов, Аскольдов).

Форму русскому символизму придал именно В. Я. Брюсов.

Органом русского символизма стал журнал «Весы» (1903 г.). Издательство «Скорпион» уже было, а самый близкий знак к Скорпиону — Весы. Издавал «Весы» Поляков, купец, знавший семь языков, переводивший Метерлинка.

В гостинице «Метрополь» помещалась редакция «Весов». Там были большой портрет 3. Н. Гиппиус в белом бальном платье, портреты Ф. Ницше, Ф. И. Достоевского, П. Верлена, Бодлера.

«Весы» — европейский журнал. Вел его В. Я. Брюсов, сотрудники — А. Белый, К. Бальмонт, поэт Каневский, Юрис Бальтрушайтис, художник — Бакст. В лучшие годы число подписчиков на «Весы» не превышало 9000. После того, как «Весы» закроют, сразу же будет открыт журнал «Аполлон» (1909 г.).

Старшие символисты были едины и непоколебимы. Они встречались в петербургских салонах 3. Гиппиус — («Дитя, потерянное всеми», — Н. Берберова) — и Д. Мережковского — прозаика значительнее, чем поэта, блистательного оратора, на «Башне» Вяч. Иванова — философа и поэта. Бывал там Ф. Сологуб — совершенно феноменальная личность. В его мире не было Солнца и Земли. Он жил на планете, которая называлась Майр, и была там звезда Ойле. На Земле давно царствует князь Тьмы. Всезастилающая тьма. Князь Тьмы несет растление. Даже смерть не возвышает. («Мелкий бес») Мизерикорди совершает убийства во имя любви. Сологуб своих героев (любимых) убивал. По словам Мандельштама, «он приучался действовать словами простыми, обкатанными, и в этом достиг величия искусства».

К 1910 году символизм победил: «крепость русской поэзии была занята символистами. Они вывесили свои флаги, штандарты, и тут-то их с двух сторон начали штурмовать два новых литературных направления: футуризм и акмеизм». Закон литературного развития: зарождение — стабилизация — имитация. «В 1910 году ясно обозначился кризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие — в акмеизм». Это естественная реакция на чрезмерную усложненность, метафорическую перегруженность символизма, при которой, по словам О.Э. Мандельштама «наблюдался страшный контрданс соответствий, вечное подмигивание. Роза кивает на девушку, девушка кивает на розу, никто не хочет быть самим собой».

Источник: Грачева И.С. Уроки русской литературы. Книга для учителей и учащихся. - СПб: "ВЕЛЕНЬ", 1993

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4995