Серебряный век русской литературы: общая характеристика
Серебряный век — это три десятилетия, прошедшие с лекции Д.С. Мережковского в октябре 1892 года «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» в Соляном городке в Петербурге и выхода в свет его книги «Символы. Песни и поэмы» до 1921–1922 годов. В это время погибли Блок, Гумилёв, умерли Хлебников, Короленко, были высланы из страны десятки писателей, поэтов, мыслителей (словно в дополнение к тем, кто уже успел эмигрировать). Само выражение «серебряный век» первым использовал Сергей Маковский, художник и издатель «Аполлона» (1909–1917) — одного из лучших русских журналов за всю историю журналистики. Выдающийся русский мыслитель Николай Бердяев говорил о произошедшем в это время «русском духовном ренессансе». Позже Владимир Пяст, поэт и шахматист, сравнивал Серебряный век с «золотым временем Пушкина». Литература воспринималась в одном ряду с изобразительным искусством, наукой, философией и даже балетом, а также с развивающимся (ещё немым) кинематографом. Эпоха запомнилась выдающимися поэтами, но общую поэтическую атмосферу создавали и тысячи «самодеятельных», не столь литературно одарённых, но активных поэтов. Литературные сюжеты в этом культурном контексте воспринимались как реальная жизнь. Философский пессимизм, которым многие увлекались в то время, выразился в литературе декаданса, однако рядом расцветали и многие другие направления. В Серебряный век усилился интерес к национальным истокам культуры. Удивительный, самобытный поэт Велимир Хлебников начал создавать свой собственный поэтический язык, «истинно русский», опиравшийся на древние славянские корни. Европа была буквально потрясена «Русскими сезонами» Сергея Дягилева в Париже, которые проводились в 1907–1914 годах. В них приняли участие многие деятели искусства: композиторы Н.А. Рим- ский-Корсаков, С.В. Рахманинов, А.К. Глазунов; знаменитый оперный певец-бас Ф.И. Шаляпин; художники А.Н. Бенуа и Л.С. Бакст; балетмейстер М. Фокин и многие другие. Синтетическое искусство, объединение под флагом искусства высшего мастерства и гуманистических идей времени, выдвинуло Россию на авансцену мировой культурной жизни. В эту эпоху достигли расцвета разнообразные поэтические направления: символизм, акмеизм, футуризм, позднее — имажинизм, — о которых мы уже говорили. Они были очень разными по своим подходам к творчеству, к искусству, иногда отталкивались друг от друга, как, например, акмеизм и символизм. Но все эти многочисленные направления отталкивались от реализма: предлагали иной путь творчества, альтернативный путь художественного познания реальности. Источник: Русский язык и литература. Литература : 11 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова ; под ред. Б.А. Ланина. — М. : Вентана-Граф, 2015 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6117
| |