Поэзия Серебряного века: характеристика, направления, представители
Определение «серебряный век» возникло по аналогии с «золотым» пушкинским веком русской культуры (термин Н. Бердяева). Существует два толкования термина «серебряный век»: первое — русская поэзия рубежа XIX-XX вв.; второе — единство религии, философии, искусства, сложившееся в русской культуре. В этом единстве определяющей была русская религиозная философия (В. Соловьев, П. Флоренский, С. Франк, В. Федоров), пытавшаяся примирить религиозный иррационализм с философским сознанием. Ярким явлением русской религиозной философии была концепция всеединства В. Соловьева, которая повлияла на всю художественную культуру Серебряного века. Соловьевская категория Вечной Женственности сказалась на творчестве символистов, в частности на творчестве А. Блока (цикл «Стихи о Прекрасной Даме»). Все течения и направления Серебряного века объединяло единое ощущение: одновременно в каждом человеке умирает старое и рождается новое, причем эти два процесса обусловлены друг другом. Ощущение кризиса, завершения эпохи породило такое явление, как декадентство. Декадентство — это не только «упадническое настроение», но целый комплекс идей и чувств, выражающих мироощущение личности на рубеже эпох. Декаденты ощущали смену эпох как глобальный кризис, который представлялся им концом мира и культуры. Отсюда имморализм, увлечение философией Ф. Ницше, с его культом сверхчеловека, стремлением быть по ту сторону добра и зла. В среде декадентов был широко распространен культ смерти и искусства как наиболее радикальных способов выхода за пределы этого мира. В той или иной степени к декадентству причастны все деятели художественной культуры Серебряного века. Декадентство не соотносимо ни с какой поэтикой и стоит вне художественных направлений русской литературы рубежа веков. Серебряным веком называют литературу русского модернизма. Он формировался в постоянной полемике и соотнесении с реализмом. Реалисты, как известно, исходят из представлений о мире как о космосе, то есть порядке, гармонии, соотнесенной с человеком, а модернисты, напротив, считали, что мир — это хаос, совершенно равнодушный и даже враждебный человеку. Основные направления поэзии Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм — представляют собой модернистские направления. СимволизмСимволизм был определяющим направлением в поэзии Серебряного века. Выделяют три поколения символистов: первое — предсимволисты (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Соловьев, И. Анненский); второе — старшие символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис); третье - младшие символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов). Для предшественников символизм определялся как философское мышление, в котором символ — связь между реальным и идеальным мирами. Для старших символистов — это, прежде всего, литературная школа; для младших символистов — это мировоззрение, определяющее жизнь художника. Главным принципом символизма было двоемирие, то есть мир оказывался разделенным на идеальный и материальный, при этом первичным и действительным признавался мир идеальный. Поэзия для символистов - выражение всеобщего единства, одухотворенности и цельности. Поэт в таком случае является пророком. Источником символов для поэтов этого направления были мифологические системы разных народов мира, поэтому в произведениях символистов часто используются мифологические сюжеты, образы, мотивы. Высшим видом искусства для символистов была музыка. Именно она, полностью свободная от рационального элемента, представлялась им наиболее адекватным выражением единства мира в его идеальной форме. Стихотворения они часто строили по музыкальным законам, а слово воспринимали как часть звучащей мелодии, значимую не логическим, а эмоциональным содержанием. Символизм утвердился как литературная школа после публикации в 1893 г. статьи Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях в современной литературе». С этого времени начинают выходить журналы символистов «Золотое руно», «Весы», «Новый путь», а также регулярно издаются сборники символистской поэзии «Русские символисты». АкмеизмВ 1910 г. символистское направление пережило кризис, в результате которого появилось два новых направления в русской поэзии: анимизм и футуризм. В 1910 г. Н. Гумилев издает статью «Наследие символизма и акмеизм», которая становится манифестом нового направления - акмеизма. Акмеисты назвали свое объединение Цех поэтов (Н. Гумилев, А. Ахматова, В. Нарбут, О. Мандельштам, М. Зинкевич). Выбрав такое название, акмеисты полемизировали с символистами, утверждая, что поэт - это, прежде всего, мастер своего дела. Если символисты исходили из иерархии между двумя мирами, то акмеисты считали реальный мир столь же значимым, как и идеальный, и стремились к равновесию между ними. Они проповедовали адамизм, не только как «первобытно-звериный взгляд на мир» (Н. Гумилев), но и твердый, «мужественный» взгляд на реальный мир с его сложностями. Такой взгляд, по мнению акмеистов, противостоял разорванности современного сознания. В связи с этим в произведениях акмеистов часто можно найти обращение к древности, к первобытному сознанию и даже к сознанию зверя. Например, у О.Э. Мандельштама: Ни о чем не надо говорить, Ничему не следует учить, И печальна так, и хороша Темная звериная душа.
Ничему не хочет научить, Не умеет вовсе говорить И плывет дельфином молодым По седым пучинам мировым. Осип Мандельштам сформулировал еще один важный принцип акмеизма - «тоска по мировой культуре». Речь идет о взгляде на литературу как на некий единый текст, входя в который поэт не может не обращаться к чужому тексту, не может не цитировать. Однако акмеисты цитируют таким образом, что узнать источник без специальной подготовки практически невозможно. Например, в стихотворении «Фаэтонщик» О. Мандельштама очень трудно узнать вошедшее в него стихотворение «Бесы» А. Пушкина: На высоком перевале В мусульманской стороне Мы со смертью пировали, Было страшно как во сне. В отличие от символистов, делавших акцент на поиске скрытых отношений между людьми и природой, акмеисты были очень внимательны к конкретным деталям. В их стихах любое самое сложное переживание соотносилось с конкретным временем и местом, выражалось в определенном жесте, связывалось с реальной обстановкой. Главой этого литературного направления был Н. Гумилев. Творчество акмеистов оказало значительное воздействие на поэтов Парижской ноты — литературной школы первой волны русской эмиграции. ФутуризмОдновременно с акмеизмом возникло другое литературное направление - футуризм. Оно было самым шумным, скандальным, эпатажным из модернистских направлений русской литературы. Выступления футуристов запоминались театральностью, яркими абсурдными костюмами (например, желтая женская кофта В. Маяковского), а также потасовками. Наметилось четыре объединения футуристов: первое — эгофутуристы (И. Северянин, К. Романов); второе — кубофутуристы (В. Хлебников, В. Маяковский, Д. и Н. Бурлюки, А. Крученых); третье — «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев); четвертое — группа «Центрифуга» (Б. Пастернак, К. Бобров). Несмотря на все различия между отдельными группами, футуристов объединяло единое отношение к культуре. Они воспринимали культурное наследие как изжившее себя и провозглашали лозунги: «Сбросим Пушкина с парохода современности», «во имя нашего завтра сожжем Рафаэля». Футуристы отказывались от прошлого во имя будущего. Будущее для них связывалось с урбанизацией, технократией. Искусство будущего они представляли только в синтезе с политикой, поэтому революции в искусстве они приравнивали к революции в политике. На уровне поэтики использование культурного наследия выражалось в апелляции к фольклорному сознанию и в таком своеобразном явлении, как заумь, которая выглядела как воспроизведение заклинаний. Например, у А. Крученых мы читаем: Дыр бул щил убещур скум вы со бу р л эз. Заумь В. Хлебникова представляла собой своеобразную переплавку привычных слов в поисках их первоначального единства. Крылышкуя золотописьмом тончайших жил, кузнечик в кузов пуза уложил миллионы всяких трав и вер. Пинь-пинь-пинь-тарарахнул зинзивер. О лебедиво! О озари! «Кузнечик» Эгофутуристы — наиболее раннее из футуристических объединений. Поэты этой группы находились под влиянием символизма: подчеркнутая музыкальность стиха, устремленность к возвышенному. Лирика И. Северянина была своеобразной пародией на символизм: Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чем-то норвежском, Весь я в чем-то испанском, Вдохновляюсь порывно - И берусь за перо. Самым многочисленным, самым ярким было объединение кубофутуристов. Многие из его представителей были не только поэтами, но и художниками (А. Крученых, В. Маяковский, Д. Бурлюк). Именно из среды кубофутуристов избирались Председатели Земного Шара (первый - В. Хлебников, второй — Н. Петников, третий — Л. Вышеславский). После Октябрьской революции 1917 г. кубофутуристы стали называть себя комфутами - коммунистическими футуристами. Они претендовали на то, чтобы быть официальным искусством революции, но не получили поддержки советской власти. В 1919 г. В. Шершеневич совместно с С. Есениным, С. Мариенгофом, Р. Ивневым создали группу имажинистов (1919—1923), которые главным принципом своего творчества провозгласили создание образов. В. Маяковский отошел от футуристического движения и создал свою группу ЛЕФ — Левый Фронт искусства, которая стремилась выработать концепцию нового пролетарского искусства - искусства будущего. Футуризм был своеобразным переходом между искусством модернизма и авангардом. Если модернисты, стремясь к новизне, не разрывают с традициями прошлого, то в авангарде происходит кардинальный разрыв между прошлым и будущим искусством. Если модернизм исходит из представления о мире как о хаосе, который преодолевается гармонией художественного произведения, то в авангарде реакция на хаос мира — хаос текста (творчество А. Крученых). Символизм, акмеизм и футуризм — это главные направления в поэзии Серебряного века, были поэты, которые периодически придерживались диаметрально противоположных мнений, переходили (С. Городецкий, А. Тиняков). Кроме того, были поэты, которые никогда не принадлежали ни к одному направлению и всегда держались в стороне от литературных школ (М. Волошин, М. Кузьмин, М. Цветаева, В. Ходасевич). После революции 1917 г. многие направления, течения были признаны неактуальными для нужд нового советского общества. Лишь с 80-х гг. XX в. наследие Серебряного века стало доступно любителям поэзии без цензурных сокращений. Источник: Сычев С.В. Русская литература XIX-XX веков. - М.: ООО ТД "Издательство Мир книги", 2007 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 34062
| |