Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Общие темы

Литература 30-х годов 20 века: общая характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

Литература могла не только существовать, но и воспитывать людей в духе великих идеалов только благодаря тому, что сами идеалы не были разрушены и оказывали мощное влияние на общество; чем больше люди видели плохого в жизни, тем более стремились к идеалам, которые находили прежде всего в литературе.

По сравнению с 20-ми, в 30-е годы литература стала беднее и однообразнее: многие большие художники ушли из жизни (Блок, Есенин. Маяковский, Горький), другие были репрессированы, третьи отодвинуты в тень. Почти не имели возможности печататься М. Булгаков, А. Платонов, ушли в переводы Пастернак и Ахматова, однако появились новые имена, темы, направления.

Важнейшей темой литературы 30-х годов 20 века было воспитание человека. «Романом воспитания» следует назвать книгу Н. Островского «Как закалялась сталь» о комсомольцах гражданской войны, их высокой идейности, самоотверженности — и фанатизме, нетерпимости, об их благородстве и об их безжалостности.

«Педагогическая поэма» и «Флаги на башне» А. С. Макаренко — тоже романы воспитания. Автор — гуманный, интеллигентный человек, замечательный педагог рассказывает, как в колонии, где собраны беспризорные подростки, бывшие воры и бандиты, создается дружный и веселый, трудовой коллектив, как под воздействием коллективного труда, умных педагогов и образования меняются "трудные" ребята, они становятся честными, хорошими, сознательными людьми. Автор искренне, глубоко любит своих героев, любуется неповторимой индивидуальностью каждого, замечает и бережно поддерживает все ростки добра в людях. Макаренко создал свою теорию воспитания и в романах убедительно излагал ее.

Облагораживающее воздействие труда в честном, дружном коллективе показывали авторы романов о строительстве. Это второе важнейшее направление литературы 30-х годов 20 века. "Время – вперед!" В. Катаева, "День второй" И. Эренбурга, "Мужество" В. Кетлинской, "Соть" Л. Леонова, "Кара-Богаз" К. Паустовского и другие книги полны героического пафоса, изображают стремительную, напряженную жизнь, людей, полных энтузиазма.

Третье направление советской литературы 30-х годов 20 века — исторический роман. Он возникает уже в конце 20-х, но широко развивается в 30-е годы, когда многие раздумья о современности приводилось «опрокидывать» в историю. Таковы очень талантливые романы-исследования Ю. Н. Тынянова «Пушкин», «Кюхля» (о поэте Кюхельбекере, товарище Пушкина), «Смерть Вазир-Мухтара» (о писателе Грибоедове). Тынянов исследует, как события столетней давности — революционный подъем русского общества в связи с восстанием декабристов и наступившая затем злая реакция отразились на личности и судьбе талантливых людей той эпохи. Писатель удивительно ярко воссоздает человеческие характеры и атмосферу времени (через сорок лет об этом времени напишет роман Б. Окуджава).

Столь же талантливо, хоть и совсем в другой манере, воссоздает далекую эпоху А. Н. Толстой в романе «Петр I». Это гимн творческой мощи молодого царя и оправдание его тирании. Недаром Сталин покровительствовал писателю.

Четвертым значительным направлением в литературе 30-х годов 20 века была детская литература, возникшая еще в начале 20-х. Появилась самостоятельная детская литература со множеством журналов и издательств. Классиками детской литературы навсегда останутся К. И. Чуковский, чьи книги «Айболит», «Мойдодыр», «Бармалей» и др. радовали поколения детей; С. Я. Маршак — автор произведений «Мистер-Твистер», «Человек рассеянный» и множества сказок, великолепных переводов с английского, польского и других языков; Е. Шварц, написавший мудрые, веселые и печальные сказки «Дракон», «Тень», «Обыкновенное чудо» и др., искрящиеся остроумием, освещенные добротой. С. Михалков и А. Барто, М. Ильин и Л. Пантелеев, А. Гайдар и многие другие создали отличные книги для детей.

Поэзия 30-х годов была очень своеобразной и точно отражала состояние общества. Она существовала как бы в двух измерениях: надводном и подводном. Подводный, т.е. непубликуемый, мощный поэтический поток донес до нас лагерные стихи О. Мандельштама и В. Шаламова, "Зодчих" Д. Кедрина и гениальный, народный "Реквием" Анны Ахматовой, где с необычайной силой чувства и простотой выражения излилась общенародная беда репрессий; страдание жен, матерей в поэме выражено с такой трагической силой, так обобщенно, что вырастает в страдание всей Земли, всей матери-Родины, всего народа.

Надводная, т.е. публикуемая часть поэтического айсберга не дала больших дарований, но в совокупности произведений молодых поэтов К. Симонова, А. Твардовского, М. Исаковского и еще более молодых – студентов П. Когана, М. Луконина, М. Кульчицкого и др. нашел точное выражение нравственный идеал этой эпохи, нравственная атмосфера, в которой выросло поколение, принявшее на себя первый, самый тяжелый удар войны, победившее фашизм.

В основе нравственности той эпохи лежала, во-первых, неколебимая вера в революцию и преданность социалистической Родине, ради которой люди готовы были жертвовать собой. Во-вторых, ощущение равноправия и социального – все жили трудно, и национального – никто не противопоставлял нации друг другу (Сталин нажал на этот рычаг уже после войны). В-третьих, чувство долга, ответственности, социальная активность: людям казалось, что от каждого из них зависит судьба и конкретного дела, и всей страны. Хотя Сталин и насаждал теорию человека-винтика, хоть и говорил «незаменимых у нас нет», общественная активность людей, особенно молодых, была очень велика. В-четвертых, культивировался альтруизм, умение поступаться личным ради других людей и общего дела, — эгоизм, корыстность, индивидуализм считались постыдными.

И, наконец, в-пятых, создавалась атмосфера дружбы, товарищества, оптимизма; негативные чувства, в том числе тоска, страдания душевные, отчаяние, всячески осуждались.

В общественной жизни 30-х годов было много парадоксального. Самым страшным парадоксом было сосуществование дневной стороны жизни, с ее той или иной нравственностью, и абсолютно безнравственной, чудовищной ночной жизнью (аресты, допросы, лагеря, расстрелы).

Парадоксальность нравственных законов 30-х годов в том, что хотя они насаждались государством, чтобы подчинить себе людей (энтузиазм, оптимизм, самопожертвование и пр. были выгодны государству), тем не менее они представляют ценность и сами по себе: чувство долга и ответственности, пренебрежение бытом и материальными благами, воля подавить свои слабости, идейность, коллективизм — это были свойства лучших людей той эпохи, прежде всего молодежи. Молодежь 30-х годов 20 века не только взяла на себя тяжесть свирепой войны, но и стала впоследствии основной действующей силой перестройки общества — с 50-х годов.

Источник: Р. Глинтерщик. Русская литература. Уч. пособие для XII класса. - КАУНАС "ШВИЕСА", 1991

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1969