Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Общие темы

Русская проза 1970-х - начала 1990-х годов: особенности и произведения

  • Статья
  • Еще по теме

Русская литература названного периода развивалась в условиях нарастающих противоречий между сторонниками и противниками изменений в общественно-политической жизни страны. Усилился поток выезжавшей в эмиграцию художественной интеллигенции, в том числе известных писателей, чьи книги уже приобрели широкую известность. На 1970-е годы приходится яростное гонение властей на А. Солженицына, в особенности после выхода за границей его книг и присуждения ему Нобелевской премии, преследование А. Твардовского — главного редактора литературного журнала «Новый мир».

Объявленное начало «перестройки» (1985) вызвало в обществе настроения оптимизма и веры в возможность преобразования жизни советского народа на разумных и гуманных началах. 

Писатели в 1970-е — начале 1990-х годов обращаются к изображению неприукрашенной реальности, социальных и нравственно-этических конфликтов на личностном и общегосударственном уровне. Вместе с демократическими тенденциями на первое место выходит тема нравственных ценностей и проблема их сохранения и восстановления в народной среде. Многие произведения художественной литературы отражают тему традиций народной жизни, исторической памяти, их сохранения на фоне стремительного технического прогресса, сметающего деревню. Эти мотивы наиболее отчетливо прозвучали в романах Ч. Айтматова «Буранный полустанок» и «Плаха», в повестях В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Пожар».

Продолжает разрабатываться в литературе и тема моральных ценностей, их становления и разрушения, поднятая еще в 1960-е годы так называемой «деревенской» прозой. Романы Ф. Абрамова создавались на протяжении двух десятилетий и составили тетралогию «Пряслины». Главная их проблема — исторические судьбы деревни и русский национальный характер. События, разворачивающиеся в них, охватывают более тридцати лет. Действие романа «Две зимы и три лета» начинается летом 1942 года в северной деревне Пекашино, когда вся страна работала на победу. В центре повествования — семья Пряслиных. Отец — на фронте, в деревню часто приходят похоронки, и подросток Михаил Пряслин, единственный мужчина в доме, берет ответственность за всю семью на себя. Это чистая, светлая душа, готовая броситься на помощь всем, кто в ней нуждается. Сестренка и мать любят его, относятся к нему как к хозяину, взрослому, чем Михаил очень гордится.

В романе «Две зимы и три лета» Ф. Абрамов рядом с симпатичными ему героями вводит отрицательного героя. Это молодой человек Егорша, который посмеивается над честными работниками, приспособился не столько отдавать, сколько брать, не работая.

Послевоенная действительность (роман «Дом», 1980) внесла в жизнь новые, не всегда лучшие черты. Люди уезжают из деревни, ищут работу полегче. Появляется новый социально-психологический тип — человек, которому ничего не дорого и ничего не жаль. Одна его забота — получше устроиться, можно и за чужой счет. Где уж тут до моральных норм! Во время войны казалось, что вместе с победой придет более свободная и достойная жизнь. Но надежды не оправдываются. Начальники районные и повыше рангом не заботятся о том, чтобы сохранить деревню. Она приходит в упадок. Название романа имеет символический смысл: Россия, государство сильны семьей, домом, они сами — дом для человека.

Тема войны и победы, увиденных глазами двадцатилетних младших офицеров и солдат, начавшаяся «лейтенантской» прозой в 1960-е годы, не исчерпала себя. В конце 1970-х годов были созданы повести В. Кондратьева «Сашка» (1979), «Отпуск по ранению» (1980). Возникает интерес к документальным жанрам, о чем свидетельствуют произведения, имевшие большой общественный резонанс и получившие широкое признание. Это книга белорусских писателей А. Адамовича, Я. Брыля, В. Колесника «Я з вогненнай вёскi» (1975) — собранные авторами воспоминания уцелевших крестьян из сожженных во время войны деревень Беларуси. Нельзя не назвать и документальную «Блокадную книгу» (1982) А Адамовича, Д. Гранина. В ней собраны воспоминания тех, кто выжил в ленинградской блокаде.

Проблемы советского общества остро поставлены на материале жизни и судеб ученых в романах Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей» (1978), В. Дудинцева «Белые одежды» (1987), в повести Д. Гранина «Зубр» (1988).

Большое место в литературе 1970-х — начала 1990-х годов занимает тема советского прошлого. Писатели В. Быков («Знак беды», 1988), Ю. Трифонов (роман «Старик», 1978; повесть «Дом на набережной», 1976), Ю. Нагибин (рассказ «Терпение») и др., анализируя характеры современников и обстоятельства их жизни, пытаются разобраться, в чем истоки современных проблем.

Широкую популярность приобрели произведения «городской» прозы, затрагивающей острые морально-этические проблемы, проблемы экологии души и природы: «Ожог» В. Аксенова, «Человек свиты» В. Маканина, «Достоевщина» А. Курчаткина, «Улетающий Монахов» А. Битова, «Белка» А. Кима.
В этот же период были созданы прославившиеся в дальнейшем произведения писателей-постмодернистов: А Битова («Пушкинский дом»), Вен. Ерофеева («Москва—Петушки»), В. Сорокина («Норма»), С. Соколова («Палисандрия»).

Новейшая литература данного периода, представленная перечисленными произведениями, отмечена поисками в области и содержания, и формы. Самой распространенной жанровой формой выступает рассказ или небольшая повесть, в которой заметно влияние модернизма и постмодернизма, хотя писатели не порывают и с реалистической традицией. Взгляд художника слова обращается к человеку толпы, личности усредненной, маргинальной. Часто это люди внутренне одинокие, без больших запросов, теряющие или потерявшие нравственные ориентиры под напором жизненных обстоятельств.

Источник: Русская литература: уч. пособие для 11 класса / Н.И. Мищенчук и др. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010

Понравился материал?
33
Рассказать друзьям:
Просмотров: 31134