Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Общие темы

Литература 20-х годов 20 века: общая характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

В годы революции и гражданской войны многие представители русской интеллигенции покинули родину, однако культурная жизнь в Советской России не только не заглохла, но, напротив, была очень яркой, оживленной и разнообразной. Причин тому несколько.

Первая и основная: предыдущие десятилетия сформировали интеллигентную среду; для нескольких поколений русских людей культура была основой и содержанием жизни. Эти люди тонко ценили искусство, глубоко понимали литературу, из этого круга выходили художники. Без высокоразвитой, культурной среды невозможно существование литературы и искусства, частичное уничтожение ее в последующие десятилетия принесло неисчислимые потери и привело к понижению общего культурного уровня народа.

Вторая причина. Сознательная часть общества, особенно молодежь, была охвачена воодушевлением небывалого социального эксперимента. Казалось, что до сих пор люди жили, подчиняясь фатальным законам истории, а теперь создадут новую прекрасную жизнь по законам разума и совести. Теории социализма и коммунизма уже несколько столетий, со времен «Утопии» Томаса Мора, волновали людей, в трудах Маркса, Энгельса, Ленина они были так научно обоснованы и логично разработаны, что, казалось, нужна лишь добрая воля для их осуществления, а в доброй воле недостатка не было. Сознание своей Исторической миссии наполняло всех романтическим пафосом, позволявшим переносить лишения и относиться к актам террора как к печальной неизбежности. В статье «Интеллигенция и революция», написанной 9 января 1918 г., Александр Блок писал: «Революция, как грозовой вихрь; как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но — это ее частности... Гул этот все равно, всегда — о великом».

Многочисленные паломники из других стран - писатели, ученые, журналисты поражались вдохновенному энтузиазму советских людей.

Третья и тоже основная причина расцвета искусства в 20-е годы была парадоксальной: художники освободились от жесткой власти традиций, одновременно и питающих, и сковывающих творчество. Художники решили "сбросить с корабля современности" все старое и создать совершенно новое, небывалое искусство. Если принять во внимание, что новаторы были очень образованными людьми, впитавшими культурные традиции с раннего детства, то становится понятно, почему краткий "прерыв непрерывности" оказался столь плодотворен и привел к созданию множества замечательных новаторских школ и направлений в искусстве и литературе, оказавших влияние на мировое искусство.

Особенностью культурной жизни тех лет было множество самостоятельных студий, кружков, групп единомышленников, литературных и художественных объединений энтузиастов, творивших и дискутировавших.

В большой аудитории Московского политехнического института собиралось множество людей слушать диспуты на религиозную или философскую тему; спорили первый нарком просвещения, блестяще образованный и красноречивый А.В. Луначарский и архимандрит О.И. Введенский, основоположник экзистенциализма Н.А. Бердяев, мыслитель и естествоиспытатель П. Флоренский и другие выдающиеся люди. Диспутами становились поэтические выступления Маяковского, диспуты велись на выставках молодых художников и на театральных премьерах. Дискуссионность была в 20-е годы органическим, неотъемлемым свойством общественной жизни.

В 20-е годы никто "не управлял" искусством, "не направлял" его, не командовал им – вот четвертая причина его бурного и яркого развития.

Столь же яркой и разнообразной была тогда литература. К писателям, начавшим свой путь еще до революции (М. Горький, А. Блок, В. Брюсов, С. Есенин, В. Маяковский, Б. Пастернак, А. Ахматова, А. Толстой, И. Эренбург, М. Булгаков и др.), присоединились молодые авторы, такие, как М. Шолохов, Н. Тихонов, М. Светлов, А. Фадеев, И. Бабель, В. Иванов, А. Гайдар, В. Вишневский и др.

Преобладающим взглядом на жизнь и, следовательно, преобладающим литературным методом был романтизм самых разных направлений.

Суровый, героический романтизм звучал в поэзии Н. Тихонова, Э. Багрицкого, в прозе В. Иванова, И. Бабеля, в пьесах В. Вишневского и К. Тренева.

Лирический романтизм, пронизанный мечтой о дружбе и счастье народов мира, выразился в стихотворении Михаила Светлова "Гренада", впоследствии ставшем гимном интернационального антифашистского движения:

…Братишка, Гренаду я в книжке нашел.

Я хату оставил, ушел воевать,

Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.

Прощайте, родные, прощайте, друзья…

Гренада, Гренада, Гренада моя!

Светлым лирическим романтизмом проникнуты книги К. Паустовского, А. Гайдара, а в творчестве Александра Грина, романтика, лирика и фантаста, читатель попадает в удивительную, прекрасную страну, созданную могучим и добрым воображением.

Здесь, на архипелаге маленьких островов , омываемых синим южным морем, в бухтах, куда по странной прихоти судьбы заходят лишь романтические  парусные суда, в живописных городках, увитых плющом, изрезанных тропинками, исполненных тайны, живут чистосердечные, прямые, честные люди, то веселые и добрые, то суровые и замкнутые, но равно благородные, духовные, открытые таинственной магии жизни. Рассказы Грина учат доброте и благородству , романы "Бегущая по волнам", "Дорога в никуда" увлекают приключенческим сюжетом, феерия "Алые паруса" рассказывает о чудесах, которые человек может и должен делать сам, внося в жизнь радость. "Но есть неменьшие чудеса: улыбка, веселье, прощенье и вовремя сказанное, нужное слово".

Если добавить, что большие поэты начала века А. Блок, В. Маяковский, А. Ахматова, М. Цветаева, С. Есенин, Б. Пастернак были к тому же великими романтиками, то преобладание романтизма в литературе 20-х годов становится очевидным.

Рядом с порывистым, взволнованным романтизмом располагался спокойный, эпический, повествовательный реализм в двух больших романах-эпопеях: "Тихий Дон" М. Шолохова и "Хождение по мукам" А. Толстого.

Черты так называемого социалистического реализма читатель видел в книгах А. Фадеева "Разгром", Д. Фурманова "Чапаев", А. Серафимовича "Железный поток", где реальная действительность преображалась под взглядом писателя, отбрасывающим плохое, подчеркивающем лучшее в людях и в жизни.

Критический реализм составлял мощный пласт литературы 20-х годов: большой роман М. Горького "Жизнь Клима Самгина", повести и пьесы М. Булгакова "Дьяволиада", "Собачье сердце" и др. К критическому реализму следует отнести замечательную сатиру М. Зощенко и М. Кольцова, "плутовские романы" И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок".

Особенно следует выделить пророческие романы А. Платонова "Чевенгур" (1926 г.) и "Котлован" (1929 г.). В те годы их прочли немногие, в том числе М. Горький; он восхитился романами, но счел невозможным их печатание. Романы увидели свет спустя 60 лет.

Остроту и яркость литературной жизни придавала полемика между различными группами писателей. Групп было много, они различались взглядами на жизнь и художественный способ ее отражения. Футуристы, имажинисты, конструктивисты, "Кузница", "Перевал", "ЛЕФ", "Серапионовы братья" спорили, но уважали друг друга, были равны в споре, и лишь члены РАППА (Российская Ассоциация Пролетарских Писателей) считали себя единственными обладателями революционной идеологии и брались поучать всех остальных, не столь пролетарских. Именно РАПП стал в дальнейшем опорой сталинского режима в литературе.

Источник (в сокращении): Р. Глинтерщик. Русская литература. Уч. пособие для XII класса. - КАУНАС "ШВИЕСА", 1991

Понравился материал?
19
Рассказать друзьям:
Просмотров: 14706