Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

"Египетская марка": описание повести Мандельштама из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Египетская марка» — повесть О.Э. Мандельштама. Замысел этого произведения относится, скорее всего, к 1923 г., когда в берлинской газете «Накануне» (№478 от 4 ноября) в разделе «Литературные новости» было объявлено, что «в журнале «Россия» <...> будет печататься новый роман Осипа Мандельштама». Впервые опубликована, с большим количеством опечаток, в мае 1928 г. в журнале «Звезда». В том же году вышла в Ленинграде в книге «Египетская марка», куда, кроме повести, были включены миниатюры «Шум времени» и «Феодосия». О возможном последующем развитии замысла говорят следующие факты: в журнале «Звезда» 1929—1930 гг. в числе произведений, намеченных к печати, называлась повесть Мандельштама (варианты названия: «Парнок», «Смерть Бозио», «Смерть Борджио», «Смерть Борджиа»), однако она так и не появилась в печати и с июля 1930 г. более не анонсировалась, зато абзацы «Египетской марки», где речь идет о Бозио, выделены автором кавычками — как автоцитата, намек на существование некоего отрывка или самостоятельного произведения, неизданного, но имеющего внутреннюю связь с опубликованной частью.

Устоявшегося жанрового определения «Египетской марки» Мандельштама в литературоведении нет, различные исследователи предлагают свои варианты: «сюрреалистическая повесть, развивающая традиции В. Хлебникова», «автобиографическая проза», «роман». Наиболее обоснована из них точка зрения М.М. Голубкова, считающего «Египетскую марку» «импрессионистическим романом»: «...предметом изображения здесь является воспринимающее сознание, <…> судьба личности, ее частная жизнь раскрывается не в сюжете, но в ассоциативных сцеплениях субъективной памяти повествователя — автора — главного героя».

Парнок, центральный персонаж повести, автобиографичен. Он, как это постоянно подчеркивает писатель, является его alter ego. Однако по мнению К. Брауна, подлинное имя прототипа главного героя — Валентин Яковлевич Парнах, писатель-эмигрант, еврей, брат поэтессы и критика Софии Парнах, творческими псевдонимами которой были «Андрей Полянин» и позже — «Парнок». Современников поражало портретное сходство В.Я. Парнаха и Мандельштама, хотя сведений об их личном знакомстве нет.

Некоторые персонажи «Египетской марки» названы именами своих жизненных прототипов. Таков о. Николай (Бруни) — близкий друг поэта, брат художника Льва Бруни, написавшего портрет Мандельштама. Столь же узнаваемы в реальной жизни были практически все «предметы» художественного мира повести: прачечная, кресло и т.п.

Современная поэту критика отмечала «философскую обытовленность» его прозы, своеобразную поэтику конкретного в «Египетской марке». Н.Я. Берковский в статье «О прозе Мандельштама» (журнал «Звезда», 1929 г., №5) замечал: «Писание «временем» делает Мандельштама историографом быта. Мандельштам — философ истории, мыслящий исторический процесс сжатою символикой словесных образов». Позднейшие исследователи обратили внимание на то, что «Египетская марка» как провозвестник принципиально новой прозы «отходит от повествования А. Белого, от фольклорного реализма Замятина, от старого фабульного повествования, <...> рисует героя при посредстве окружающих его вещей», и является предтечей творческих находок писателей 1930-1950-х гг.».

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4577