Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

Анализ романа Рыбакова "Дети Арбата" (сочинение в форме рецензии)

  • Статья
  • Еще по теме

Есть такой полунаучный термин — «белые пятна». Обычно им обозначают что-либо малоизученное, не до конца понятое. Мне кажется, что применительно к новой истории нашего государства (второй трети XX века) этот термин было бы логичнее заметить на «тёмные пятна»: иначе как чёрным это время не назовешь. С наступлением «эпохи гласности» многие из страниц нашей истории, хранившихся в лубянских папках с грифом «совершенно секретно», стали доступны широкой публике. О тех временах написаны тысячи статей, сняты сотни кинолент, но особая роль в освещении «тёмных пятен» принадлежит литературе. И первыми проникли в печать произведения, которые были написаны в своё время официально признанными советскими писателями, но не могли быть опубликованными при прежнем режиме.

Одно из таких произведений — роман А. Рыбакова «Дети Арбата ». В этой книге получила освещение версия о связи между убийством С.М. Кирова в 1934 году и началом сталинских репрессий. Роман «Дети Арбата» во многом автобиографичен: нельзя сказать, что образ Саши Панкратова Рыбаков «лепил с себя», но в судьбе этого героя немало реалий из жизни самого писателя.

Совершенно особое место в произведении занимает фигура Иосифа Сталина. Как мы знаем, с именем этого человека в отечественной истории связано понятие «культа личности». На пожелтевших страницах газет шестидесяти-семидесятилетней давности Сталин предстаёт как «строгий, но справедливый» Отец народа, несущий тяжкое бремя ответственности за своих граждан. Как совместить этот образ с повадками кровавого деспота, хладнокровно расправляющегося со всеми, кто перечит его воле? Контраст получается разительный. В своём произведении Анатолий Рыбаков пытается постичь психологию человека, который с лёгкой душой обрекал на страдания и смерть миллионы людей.

Писатель достаточно убедительно высвечивает в романе логику рассуждений «вождя всех народов». Страдания — вот источник величайшей энергии, значит, нужно заставить людей голодать, трудиться через силу, нужно посадить их в лагеря — иными словами, вынудить народ пойти на жертвы. Но для этого требуется сильная власть, которая способна внушать страх. И необходимо поддерживать этот страх любыми средствами. А самое идеальное средство для такого случая — террор, который утверждается в ответ на мнимые происки «врагов народа».

Чем, например, плох «сценарий», в основе которого лежит убийство видного члена партии человеком, подосланным «врагами рабочего класса»? Остаётся только разыграть этот план по всем правилам, а на роль видного члена партии подобрать лидера, который популярен среди населения, но неудобен для высшей власти, поскольку перестал ей повиноваться. При таком раскладе «красный террор» по отношению к «врагам народа» будет выглядеть вполне логично. Таков примерный ход мыслей, которого придерживается Сталин в романе Рыбакова. В подобных внутренних монологах раскрывается не только психология, но отчасти и философия тирана.

Не менее показательны в этом отношении и бытовые эпизоды, касающиеся Сталина. Заслуживает внимания, например, история со стоматологом. Прекрасный специалист Липман предлагает Сталину поставить пластинчатый протез, хотя державный пациент настаивает на бюгельном. Вождь соглашается ради эксперимента поносить предложенный протез всего один день, после чего признаёт, что он действительно удобен, и даже хвалит врача за образцовое отношение к делу... Но вечером того же дня Сталин отдаёт распоряжение заменить Липмана другим врачом, уволить его, но — велика монаршая милость! — «не трогать». В странном, на первый взгляд, решении вождя присутствует простая логика: в Липмане нет страха, должного подчинения. Сталину же в окружении нужны люди другого склада — не рассуждающие, не возражающие, а слепо преданные.

На страницах книги Рыбакова Сталин видится глубоко одиноким человеком, но он, кажется, и не нуждается в друзьях и близких: ему нужны лишь беспрекословные исполнители его воли. Создаётся впечатление, что он сознательно ставит себя вне человеческих отношений.

Однако Иосиф Сталин — не единственный главный герой в романе. Его образ невозможно понять полностью, если хотя бы отчасти не коснуться личности Саши Панкратова. Конфликт того страшного времени автор рассматривает именно через призму противостояния этих двух фигур.

Саша Панкратов во многом похож на своих арбатских сверстников. Это по-настоящему хороший и честный человек, обладающий обострённым чувством справедливости и никогда не идущий против своей совести. Он не только не хочет, но и не может хитрить, притворяться, скрывать мысли и чувства. Именно из-за присущей этому герою независимости в суждениях и поступках возникло «Дело №... А.П. Панкратова». Обыск, арест, потрясённая мать, тюрьма, допросы и, как итог, ссылка. Здесь в сознании героя произошла утрата иллюзий, развеялся миф о справедливости насилия большинства над меньшинством. Но Панкратов выстоял, поскольку верил, что «человеческое в человеке не убито и никогда не будет убито». Он не поддался страху, который превращал его сограждан в беспрекословных исполнителей воли вождя. В своей книге А. Рыбаков показывает и таких людей.

Бывшая Сашкина одноклассница Нина Иванова, узнав о его аресте, сначала расценивает это как нелепую случайность: лидер класса, школы, общественник, лучший из всех, как он может быть врагом? Но страх перед тем, что «карающий меч» может опуститься и на её голову, заставляет Нину изменить свою позициию по отношению к человеку, который считал её своим другом: «Сашин арест имеет основания».

Под действием парализующего страха перед властью в стране воздвиглась своеобразная пирамида палачей. Основной фигурой в ней был следователь, который «верил не в действительную виновность, а в общую версию виновности», который заставлял неугодных власти людей признаваться в том, чего они не совершали, и использовал при этом любые средства — уговоры, запугивания, пытки, угрозу расправы над близкими.

В романе «Дети Арбата» показаны только истоки тех катаклизмов, которые вскорости потрясли Россию (на них в романе лишь намёк: «наступают чёрные времена»). Но книга Рыбакова наставляет задуматься о многом.

Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и абитуриентов. - М.: ООО "Мир книги", 2004

Понравился материал?
8
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 13203