Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Бунин И.А.

Краткое содержание повести "Деревня" Бунина

  • Статья
  • Еще по теме

Бунин задуман писать «Деревню» в 1908 г. и первую часть написал вчерне за три-четыре дня в сентябре 1909 г. Поездка за границу, а затем болезнь и смерть матери прервали работу над повестью, он забросил ее на год и вернулся к продолжению только в августе 1910 г. Писал нервозно, торопливо, «часов по пятнадцати в сутки», писал почти до обмороков, боясь оторваться хоть на минуту, чтобы не поддаться тоске. События революции и последовавшей за ней реакции, размышления о русской национальной судьбе и русском характере будоражили мысль и чувство и требовали скорейшего выхода. Такая исступленная работа была не характерна для Бунина. Повесть была опубликована в журнале «Современный мир», а потом сразу же вышла отдельным изданием.

Материал для повести дали личные знакомства Бунина с разными крестьянскими типами, рассказы прекрасно знавшего жизнь деревни брата Евгения, который специально вспоминал знакомых мужиков и разные, в том числе и жуткие, случаи из деревенской жизни. Первоначально Бунин задумал написать образ лавочника, жившего у дороги, реального Тихона Ильича, имя которого упоминается в его дневниковых записях о крестьянах. Потом решил дописать портреты других мужиков, баб — и как-то сама собой сочинилась повесть «Деревня».

Краткое содержание повести «Деревня» 

По сюжету повесть представляет собой историю братьев Красовых, Тихона Ильича и Кузьмы Ильича. Их прадед был крепостным, барин Дурново затравил его борзыми, дед выкупился на волю, разбойничал, отец был мелким торговцем, разорился и спился. Тихон и Кузьма сначала вместе торговали по деревням, а затем разошлись.

Тихон снял постоялый двор на людном месте, открыл кабак и мелочную лавку. Сначала жил с немой кухаркой и прижил от нее сына, которого та задавила во сне, «приспала». Потом женился на бывшей горничной старухи-княжны, взял приданого и купил у обедневших бар их имение, Дурновку, с двумястами десятин земли.

Тихон богател, спуску никому не давал, но была у него одна боль: жена никак не могла родить ребенка. С возрастом надежда иметь детей угасла, да тут была введена и государственная винная монополия — кабак пришлось закрыть. Тихон начал попивать, озлобился, замкнулся в каждодневных заботах: торговля в лавке, уход за скотиной, работы в имении, — несколько лет слились в один рабочий день.

Началась революция (1905—1907 гг.), пошли разговоры об «отчуждении» земель, и Тихон забеспокоился, как бы это не коснулось его имущества, имения Дурновка. Крестьяне, жившие в Дурновке, стали скрытными, а однажды устроили «бунт»: явились толпой, с криками, в имение, напугали Тихона, о чем он потом со стыдом вспоминал, да вскоре и разошлись. Другие «бунты» в уезде также кончились ничем. «Бунтовщики» опять шли на поклон к Тихону: в лавку ли, наниматься ли на поденную работу в имение.

Среди поденщиков была и жена недавнего солдата кривого Родьки, по прозвищу Молодая. Тихон насильно овладел ею, надеясь, что она родит ему ребенка, но Молодая не забеременела, а Родька узнал обо всем и начал спокойно и методично побивать жену кнутом. Тихон испугался, нашел случай уволить Родьку, а управлять имением решил пригласить брата Кузьму, о котором прошел слух, что он живет в городе и даже стал «автором», выпустил книжку собственных стихов.

Кузьма, так же как и Тихон, начинавший служить в лавке у купца, постигнув письмо и чтение, увлекся книжками, начал сам писать вирши. Добывая кусок хлеба, служил гуртовщиком, маклером при хлебной торговле, приказчиком в лавке, конторщиком, писал статейки в газеты и все это время читал, занимался самообразованием, писал рассказы, стихи. Кузьма все больше отчаивался от мерзостной, скотской жизни, которую вокруг себя видел. Бросил службу, обнищал и почти спился и хотел уже покончить с жизнью или уйти в монастырь, но тут и подоспело предложение Тихона.

Тем временем Молодая, которую опозорили мещане-садовники, опасаясь гнева Родьки, отравила его. Тихон, чувствуя свою вину за это, вновь взял Молодую на работу в имение и решил выдать ее замуж за Дениску, промышлявшего сапожным ремеслом в городе, сына самого никчемного в Дурновке мужика, Серого.

Жена Тихона умерла, сам Тихон все больше убеждался в бессмысленности своей жизни, от которой даже в памяти у него ничего не осталось. Да и Кузьма понимал, что и его жизнь прошла совершенно напрасно, что он в своей жизни все чего-то ждал, ничего не совершил и даже не сумел в собственных рассказах «изобразить свою нищету и тот страшный в своей обыденности быт, что калечил его». Только и делал, что растравливал душу статьями Толстого, сатирами Щедрина, и все томился неотступной думой, что пропадает, пропала его жизнь. Лишь возвращение в Дурновку, «к земле», к своим родовым корням, воспринималось с удовлетворением, успокаивало и радовало его.

Братья сближались, все чаще разговаривали друг с другом. И в этих беседах-спорах одинаково оценивали русский народ, всех окружающих мужиков: «лодыри», «нищеброды», «пустоболты», «живорезы», — «дикий народ», «прямо нигде не видел скучнее и ленивее типов». Не находили ни одного дельного, достойного человека, даже «хозяева», богатые мужики, и те жизнь вели, как оказывалось, пустую и никому, в том числе и самим себе, не доставляющую приятности.

Заканчивается повесть сценой свадьбы Молодой с пьяницей и драчуном Дениской — и будет эта ужасающая жизнь воспроизводиться все снова и снова, из поколения в поколение.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998

Понравился материал?
13
Рассказать друзьям:
Просмотров: 9259