Бондарев "Берег": анализ произведения
Роман Бондарева «Берег» (1975) был оценен критикой как одно из самых значительных явлений советской литературы последнего времени. В этом романе молодые лейтенанты показаны в конце войны, что дает нам возможность представить характер молодого воина в динамике: от «Горячего снега (Сталинградская битва) до «Берега» (последние дни войны). Если в романе «Горячий снег» писателя волнует проблема обретения военного опыта, адаптации на войне, то в «Береге» он задумывается о становлении личности, о том, в какой мере повзрослевшие за четыре года войны лейтенанты способны защищать выработанные жизненные принципы, тем более, что волею событий они оказываются творцами истории. Роман Бондарева «Берег» — о счастье, о том, как трудно человеку найти свой берег, свое место в жизни, понять смысл бытии, человеческих взаимоотношений. Профессорский сын, студент филологического факультета Андрей Княжко — «книжный» человек, любивший в студенческие годы мечтать о героях Толстого и Тургенева, сумел воспитать в себе необходимую на войне твердость и непреклонность. Никитин же и через четыре года войны чувствует в себе «опасную мягкотелость», «податливую нетвердость», которую он постоянно ощущает в общении с подчиненными. Есть что-то рыцарское в образе Княжко, и характер этот создается писателем отчасти по законам романтического искусства. Никитин - более земной человек, поэтому, воспроизведя обстоятельства его жизни, автор прибегает к бытовым зарисовкам. Основное личностное качество бондаревских героев — убежденный гуманизм. Им, воюющим с жестоким фашизмом, трудно было преодолевать в себе ненависть, сохранять человечность и на убийство Княжко ответить не местью, а заботой об одураченных эсесовцами немецких подростках. Молодые лейтенанты находят в себе силы возвыситься над жестокостью, они с честью выдерживают испытание историей. Суть главного конфликта, начавшегося на войне (Княжко и Никитин против Гранатурова и Меженина по поводу отношения к немцам) и продолжающегося в мирное время, сводится к следующему: недоверие может привести к вражде и разъединению людей. Отсюда и главный пафос романа — интеллигенция в ответе за судьбы послевоенного мира; люди, прошедшие дорогами войны, должны научиться взаимопониманию. Так Великая Отечественная война, победа в 1945 г. и современность в книге Бондарева оказываются тесным образом спаянными. Связь прошлого и настоящего, войны и современности, которая на языке критики называется совмещением временных планов, становится довольно распространенным приемом в творчестве художников, пишущих о войне. Только временное расстояние, притупившаяся боль сделали возможным появление через тридцать лет после победы романа «Берег» с его поэтизацией любви советского офицера и немецкой девушки, находившихся на разных берегах. «Она, немка, была там, во врачебном мире, который он не признавал, презирал, ненавидел и должен был ненавидеть...». Но любовь преодолевает эту пропасть. Историей развития чувства Никитина и Эммы автор убеждает в неестественности вражды между людьми, недоверия и разъединенности. Источник: Зайцев В.А. и др. История русской литературы второй половины XX века. М.: Высшая школа, 2004, С. 202-203 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 11213
| |