Анализ стихотворения Блока "Незнакомка"
Начиная с 1905 г. Блок — «певец города». Так как грядущие перемены воспринимаются символистами как конец света, после которого будет создана «новая земля», «новый город», то и образ города в их произведениях оказывается связанным с этими ожиданиями конца. Однако «город» у Блока предстает не только в апокалипсическом, но и в реальном плане. Так, например, городской пейзаж стихотворения «Незнакомка» (25 апреля 1906; цикл «Город») — это описание Озерков, излюбленной Блоком дачной местности, где он часто проводил время. Поэтому в стихотворении так много реалий быта: «переулочная пыль», «загородные дачи», «крендель булочной», «шлагбаумы», «канавы», скрип «уключин». Сюжет стихотворения — повторяющаяся каждый вечер в ресторане встреча героя с женщиной, которая кажется ему небесной Возлюбленной: И веют древними поверьями Ее упругие шелка <...> И вижу берег очарованный И очарованную даль <...> И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу. Прием, использованный Блоком в «Незнакомке» (превращение постоянной посетительницы озерковского ресторана, «падшей женщины», в таинственную Незнакомку с чертами небесной Возлюбленной поэта), — это «мистицизм в повседневности», восходящий к «фантастическому реализму» повестей Гоголя. Нарастающее опьянение поэта разрушает обычные грани дневного сознания, открывая, казалось бы, путь из реального мира в иллюзорный, или — из иллюзорного мира окружающей действительности в мир «высшей» реальности. Опьянение и сон оказываются для поэта связанными с приобщением к этой высшей реальности. Однако не исключено, что небесные черты Незнакомки — это пьяная иллюзия поэта: «Иль это только снится мне?» И поэтому Незнакомка — это и образ, в котором находятся в свернутом виде все его «высокие» значения, и «реальная» женщина. В то же время это образ, противопоставленный Прекрасной Даме, образ, который сам Блок определил как венец периода «антитезы»: «Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового» («О современном состоянии русского символизма»; 1910). Как известно, «лиловый» в символике Блока связывался с мировым хаосом, демоническим началом жизни и искусства. Художественным своеобразием стихотворения является то, что все эти варианты существуют одновременно, окончательного однозначного прочтения нет и быть не может. Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1237
| |