Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Ахматова А.А.

Анна Ахматова: краткая биография и творчество поэтессы (1 вариант)

  • Статья
  • Еще по теме

Анна Андреевна Ахматова - поэтесса (23.6. [11.6.] 1889 Большой Фонтан под Одессой — 5.3.1966 Домодедово под Москвой). Отец ее был инженером торгового флота. Юность Анны Ахматовой прошла в Царском Селе под Санкт-Петербургом. С 1907 года Анна Андреевна изучала сначала юриспруденцию в Киеве, а затем филологию в Санкт-Петербурге.

Первые стихи Ахматова написала в 11 лет под влиянием державинского классицизма, первые публикации стихов — с 1907 года. С 1910 по 1918 гг. она была замужем за Н. Гумилевым, в 1910-12 гг. ездила в Париж (дружба с Модильяни) и Северную Италию, в 1910 г. вместе с Гумилевым, О. Мандельштамом, М. Зенкевичем, В. Нарбутом и др. основала поэтическую группу ("Цех поэтов"), противопоставившую себя символизму и футуризму.

Первый же сборник стихов Ахматовой "Вечер" (1912 год) принес ей широкое признание, за ним последовал сборник "Четки", который с 1913 года выходил одиннадцатью переизданиями. Несмотря на критическое восприятие революции, Анна Ахматова предпочла остаться в России, работала в библиотеке Агрономического института. С 1918 по 1921 год она была замужем за ассириологом и поэтом В. Шилейко, в период примерно с 1925 по 1938 — за искусствоведом Н. Луниным. После 1922, когда вышел в свет пятый сборник стихов Ахматовой "Anno Domini MCMXXI", на основании тайного партийного постановления в течение 15 лет не печатались ни прежние, ни новые ее стихи. В этот период Анна Андреевна кроме прочего интенсивно занималась Пушкиным. В 1940 году был издан сборник стихов Ахматовой "Из шести книг", в котором новым был цикл "Ива"; выход этого сборника означал кратковременное возвращение Ахматовой в советскую литературу.

Из окруженного Ленинграда Анна Ахматова была эвакуирована в Ташкент, где в 1943 году вышел сборник ее стихов. В июне 1944 года она вернулась в Ленинград. В годы войны в газете «Правда» были напечатаны три ее стихотворения. В 1946 Анна Андреевна вместе с М. Зощенко стала жертвой «крайне несправедливых и грубых нападок» (Твардовский) в рамках начатой согласно постановлению ЦК партии кампании по ужесточению политики в области литературы и искусства ( партийные постановления). Два сборника стихов Ахматовой, напечатанные в 1946 году, были пущены под нож. О ее стихотворениях говорилось, что они, «пропитанные духом пессимизма (...), наносят вред делу воспитания нашей молодежи»; о ней самой было сказано: «не то монахиня, не то блудница» (А. Жданов). Анна Ахматова была исключена из Союза писателей, в связи с этим она сама уничтожила прозу, написанную ею в послевоенное время. Анна Ахматова усиленно занялась переводческой деятельностью.

В 1950 году в журнале «Огонек» появились отдельные вымученные стихотворения поэтессы, посвященные борьбе за мир, с помощью которых она тщетно надеялась облегчить судьбу сына, страдавшего в лагере. Возвращение ее в литературу произошло только после ХХ-го съезда КПСС. Уже в конце жизни Ахматова дважды получила разрешение выехать за границу, где ей были вручены высокие литературные награды и звания: в Италии (Taormina, 1964) и Англии (звание почетного доктора Оксфордского университета, 1965). Задолго до отмены постановления ЦК от 14.8.1946 (1988) имя Ахматовой заняло почетное место в учебниках по истории советской литературы. С другой стороны, замалчивалась религиозность ее творчества; ее последнее крупное произведение "Поэма без героя", над которым она работала с 1940 по 1962 г., «ее духовное завещание, «акме» ее жизни и творчества» (Nag), только в 1989 году было полностью напечатано в СССР.

История создания многих стихов и сборников Ахматовой, трагедия ее жизни и неразрывная связь этой жизни с судьбой русской интеллигенции показана в книге Л. Чуковской "Записки об Анне Ахматовой". Событием во время перестройки стала публикация трагического и религиозного цикла "Реквием", написанного в 1935-43 (дополнения 1957-61) в советском журнале в 1987.

Анна Андреевна является одним из значительнейших русских поэтов 20-го века, вместе со своими друзьями, акмеистами, она принадлежит к поэтам, преодолевшим, по словам В. Жирмунского, символизм, сознательно освободившись от мистицизма и искавшим в богатстве собственной души возможностей воплощения внешнего мира. С самого начала стихи Ахматовой отличаются насыщенностью и большой душевной глубиной. Они служат выражению личного, за пределы которого выходят редко (время войны), но значение их всегда имеет надличностный слой, в том числе и в цикле "Реквием", возникшем как выражение скорби по арестованному сыну. Большое место в ее стихах, нередко приобретающих эпическое звучание, занимает тема любви с позиции женщины; это предчувствие любви, ее возникновение, развитие, утрата и ревность. Религиозные мотивы и тема одиночества порой сочетаются с темой призвания поэта. Анна Ахматова следует традиции Пушкина, в ее творчестве можно найти элементы культур Древнего Востока, французского классицизма и итальянского ренессанса, а также элементы русского фольклора. Для ее стиля характерны не неожиданные, однако частые метафоры, а «интенсивное вычерпывание одной сферы символа...», «тяготение к символике немногих семантических рядов...» (Виноградов, 1922, с. 137). Существенную особенность ее музыкальной поэзии составляют снова и снова встречающиеся эпитеты, зачастую в весьма смелых сочетаниях.

Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века - М.: РИК "Культура", 1996

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4672