Образ Лаврецкого (сочинение)
Образ Лаврецкого разработан Тургеневым с художественной тонкостью и любовью. Для того, чтобы показать воспитание Лаврецкого, а также для того, чтобы объяснить, как умный, серьезный герой мог ошибиться в выборе жены, автор рассказывает историю всего всего семейства. История наминается с их жестокого прадеда, а оканчивается отцом-англоманом. Этот англоман задумал дать своему сыну такое воспитание, чтобы юноша вышел совершеннейшим спартанцем, был бы чужд слабостей человеческой природы. И для этого англоман держал своего сына вдали не только от всякого женского влияния, но даже от знакомства с женщинами. В мастерской, живой и верной картине семьи Лаврецких видно, как в зеркале, ужасное состояние образованных людей в XVIII столетии и в первой четверти XIX. Видны крупные, резкие очерки жестоких старинных бар - причудливых, самоуправных. По этой истории Лаврецких видно, что дворянин того времени вступал в жизнь без достаточной нравственной подготовки: круглым невеждою в науках и без малейшего порядочного воспитания. Если б Тургенев не вставил в роман длинного эпизода об истории Лаврецких (главы VIII-XVI), то было бы непонятно, каким образом 23-х летний спартанец мог принять первую красивую женщину за олицетворение всего нравственного, прекрасного, благородного в мире. Варвара Павловна разрушила это представление. Но несчастье было полезно Лаврецкому. Оно смягчило и умудрило его душу. Оно сделало его снисходительным к людям; от неопределенных стремлений и бесцельных трудов оно привлекло его к родным степям, к нуждам и печалям ближних. Лаврецкий у себя в деревне совсем не тот, каким был в Москве и Париже. Он стал добр, симпатичен, он радуется успехам людей, как своему собственному счастью; он как будто вновь родился для новой, лучшей жизни Таким является он в то время, когда между ним и Лизой установились дружеские отношения, и незаметно для них самих росли и развивались в другие, более нежные чувства. С особенным вниманием и любовью Тургенев раскрывает те состояния души, которые переживает его герой. Когда между ним и Лизой отношения устроились и им было так хорошо, во второй раз Варвара Павловна разрушила их счастье. Эти страдания дорисовывают нравственный образ Лаврецкого. Состояние души его особенно отчетливо видно в двух совершенно несходных положениях героя: первое - когда с разбитым навеки счастьем бедняк старается взять себя в руки и, стиснув зубы, велит душе своей молчать; второе - в самом конце романа. Здесь автор вывел поразительный контраст: с одной стороны, молодое поколение со звонким смехом и доверчивым взглядом на будущее, а рядом с ним - драгоценные, хотя томительные воспоминания Лаврецкого об исчезнувшей молодости, о мелькнувшем счастье: кроткий, искренний его привет молодежи: тихое, полное тоски, обращение к самому себе. «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь». Источник: Пишем сочинения по роману И.С. Тургенева "Дворянское гнездо". М.: "Грамотей", 2005 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1827
| |