Образ Лаврецкого из "Дворянского гнезда"
В судьбе главного героя «Дворянского гнезда», по справедливому наблюдению В. Марковича, просвечивает библейский сюжет блудного сына, сначала покинувшего родное «гнездо» в погоне за жизненными удовольствиями, а затем возвратившегося домой после перенесенных испытаний. История героя вписана в историю дворянского рода Лаврецких примерно за 150 лет его существования, что значительно раздвигает временные рамки романа. Речь идет о дворянстве как сословии, призванном играть в России ведущую роль во многих областях жизни. Однако действительное существование этого сословия едва ли не призрачно, его связи с народом неглубоки и случайны. Воспитание Федора Лаврецкого целиком определялось произволом отца-англомана, из рук которого Федор вышел человеком крепкого здоровья, но без всяких традиций, без общественных идеалов и нравственных ориентиров, без склонности к какому-либо делу. Молодость, смутная потребность в любви, увлечение первой встретившейся на пути женщиной, женитьба, заграничные путешествия, жизнь без всяких хлопот за счет родового наследства — такова первая часть его жизненной дороги. Затем любовная катастрофа, разрыв с женой, тяжелое страдание и — возвращение на родину. Только теперь начинается подлинное узнавание России, которую Лаврецкий глубоко ощущает в неменяющемся вековом обиходе, в ее тишине и дремоте. Лаврецкий вдруг постигает, что не может жить вне России. Первоначальная апатия (присущее ему «байбачество») сменяется потребностью в деле и действии. На традиционный русский вопрос «что делать?» он отвечает. «Землю пахать». Он вдруг осознает свою роль помещика и свой долг — вести практическую жизнь деревенского хозяина, заботясь о вверенных ему мужиках. В характере героя Тургенев открывает глубоко национальные черты, недаром тот сын не только барина, но и крепостной крестьянки. Такими качествами, как простодушие, широта ума и незлобивость он обязан своим народным корням. Вместе с тем в Лаврецком немало и от противоположного типа культуры — дворянского. Прежде всего — это духовные запросы, порывы к абсолютному. В России на пути Лаврецкого появляется Лиза Калитина, в которой он чувствует человека, не чужого для «гнезда». В душе Лаврецкого с новой силой вспыхивает мечта о семейном очаге, предчувствие возможного счастья. Однако внешние обстоятельства складываются так, что при всей духовной близости герои не могут соединить свои жизни. Случайность, определяющая их судьбу, представляется Лаврецкому безнравственной, лишенной логики и смысла; однако Лиза видит в ней проявление глубокой закономерности. «Самые русские» и духовно богатые герои романа не только стремятся друг к другу, но и расходятся в своих жизненных позициях. Если Лаврецкий отстаивает право на любовь и личную радость, то Лиза чувствует неизбежность расплаты за недозволенную надежду на счастье. В сравнении с Лаврецким Лиза обладает цельностью характера и силой воли, которые направлены однако не к общественной деятельности, а к духовному углублению своей личности. Лизу преследует чувство вины за несовершенство всей жизни в целом. Она уходит в монастырь «отмаливать грехи отцов». Уместно привести здесь слова Ф.М. Достоевского, сказанные о Лизе: «Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа». В своем самопожертвовании Лиза обретает внутреннюю свободу; и все же ее облик несет черты аскетизма, в известной мере — религиозной экзальтации. Не таков Лаврецкий. В нем слишком выражено страдание сознающей себя индивидуальности. Душевная мука героя тут соединяется с мукой самого автора. Процесс духовного развития Лаврецкого (важнейший в романе) ведет к обретению героем внутренней цельности за счет отказа отличных претензий и смирения перед действительностью. Стремясь преодолеть «свое одиночество, свою слабость, свою случайность» перед лицом неподвластной ему стихии любви, Лаврецкий обращается к ценностям национально-народного и природного бытия, принимая их как высшую историческую необходимость. Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2703
| |