"Война и мир": проблематика романа Толстого
Главный вопрос, который ставит автор: как, при каких условиях человек и мир приходят в состояние войны и когда достигают мира, гармонии. Какая сила гонит людей на войну, заставляет их убивать своих братьев? Вот один из вопросов, поставленных Толстым. Это эгоизм, властолюбие, тщеславие, гордыня, лживость, боязнь быть самим собой, страх перед общественным мнением и т.д. Ради получения наград наши генералы добивали смертельно раненного зверя – армию Наполеона. Для всех этих блестящих генералов война – это как охота для Николая Ростова. С другой стороны, отступая, французская армия действует по тому же закону эгоизма, который и привел ее в Россию. Спасайся, кто может, после меня хоть потоп. В романе противопоставлены масонская и православная этика. У масонов одна из добродетелей – любовь к человечеству. Из-за любви к человечеству Наполеон ведет войну. Из-за любви к человечеству Растопчин отдает на растерзание Верещагина. Хочет любить человечество перед смертью князь Андрей. Истинной добродетелью является любовь к ближнему. Автор, конечно, утверждает православную, народную веру. Толстой не просто превозносит «живую жизнь», природу, как считают многие. Для Толстого жизнь имеет ценность тогда, когда она нравственна. Жизнь без высших нравственных ценностей не имеет смысла, она бесчеловечна, она приводит мир в состояние войны. Важна роль Пети Ростова в романе. Как прекрасен маленький Петя с его музыкой! Это толстовский идеал. Толстой как бы говорит: люди, как прекрасен этот ребенок, что вы делаете, ведь вы губите этого ребенка с его прекрасной музыкой. И война бывает не оттого, что Наполеон этого захотел, а инициатором войны является каждый, в ком есть это наполеоновское начало, эти «трихины». Это прежде всего своеволие, гордыня, тщеславие, самолюбие. И тут Толстой смыкается с Достоевским. Все тщеславные цели этих людей, война как их результат ведут к гибели Пети Ростова и не могут быть оправданы. Сон Пети перекликается со сном Пьера о старике учителе, который показывает ему глобус с каплями на нем. Смысл сна Пьера в том, что все люди происходят от одного Бога, а значит все они братья. Все люди так или иначе должны слиться, это закон их жизни, то есть закон соединения, а не разъединения, закон любви, мира, а не розни, войны. Но люди самовольно нарушают этот закон. Это приводит к трагической гибели Пети, князя Андрея, Багратиона и других. Толстой говорит: ты такая же капля, как и все, поэтому не возносись. «Война и мир» – это антивоенная книга. По Толстому, истинная, то есть принятая им война, – это не война с другими людьми (автор «Войны и мира» выступает против всех войн), а это брань человека с самим собой, со своими пороками и недостатками. Еще один урок «Войны и мира»: надо быть полководцем не на полях сражений, а в своем сердце, очищая его от всего дурного, стойко борясь с помыслами. Люди, любите друг друга, будьте добры друг к другу, – и тогда не будет никаких войн, говорит автор эпопеи. «Война и мир» – это книга, которая учит доброте, любви к Родине. Известно толстовское выражение: «Кто счастлив, тот и прав», то есть счастливый человек знает истину. И это так. Счастливый человек всех любит. А любящий знает истину. Часто пишут, что Толстой приводит своих героев к народной правде. Это свидетельствует о полном непонимании того, как хорошо сознавал Толстой трагическую роль дворянства, хранителя национальной культуры. Как отметил литературовед С. Бочаров, ближе всех к народной правде в эпилоге Николай Ростов. А Пьер по-прежнему оторван от народа, так как Каратаев его новой деятельности не одобрил бы. Декабрист Пьер с иронией изображен в эпилоге. Толстой хочет привести своих любимых героев к ладу, гармонии. Его стремление во многом родственно стремлению Андрея Рублева, автора знаменитой иконы «Троица», о чем свидетельствует эпилог романа. Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 921
| |