Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Толстой Л.Н.

Смысл эпилога романа "Война и мир"

  • Статья
  • Еще по теме

На протяжении романа герои Толстого проходят большой жизненный путь, участвуя в жизни своей страны, вырабатывая внутри себя взгляды, идеалы, представления о мире. Эпилог романа как будто подведение итогов, долгая остановка после трудной дороги. Так ли это у Толстого?

Обратим внимание на то, что в семейной жизни индивидуальность каждого из героев Толстого не стирается, а расцветает ярче, обогащаясь новыми оттенками, совершенствуясь рядом с чужой индивидуальностью. Так, высокая духовность княжны Марьи, её ум не исчезают в новом положении жены и матери, но направляются с ещё большей силой на устроение семьи. Решительность и пылкость Николая уравновешиваются под влиянием жены самообладанием и проявляются более осмысленно. Эмоциональность и душевность Наташи кажутся особенно ценными рядом с интеллектуальными усилиями Пьера, его постоянной духовной работой. Чем богаче и своеобразнее личность одного человека, тем больше источников любви находит в ней другой человек. Так Толстой развивает свою мысль семейную, показывая, что гармоничное существование личности возможно только в условиях мира (семейного). Этот мир подвижен и неспокоен, но в нём царят начала любви и общность в понимании главных ценностей жизни.

Мысль семейная в романе-эпопее неотделима от мысли народной. В чём же выражаются народные начала жизни Ростовых и Безуховых? Следует ещё раз подчеркнуть особенность позиции Толстого: народность состоит не в том, чтобы как-то специально заботиться о народе или подражать ему, а в том, чтобы строить жизнь на общих со всем народом основаниях. Народность не только в рачительном хозяйствовании Николая, кормлении грудью Наташей своих детей, но и в терпеливом отношении всех к старой графине, в смирении княжной Марьей неприязни к Соне, в подчинении Пьера интересам семьи.

Как проявляется в эпилоге единство частного и исторического? Казалось бы, автор посвящает эпилог исключительно семейным отношениям Ростовых и Безуховых, историческая тема как будто исчезает из повествования. Но конечно, это не так. Не случайно автор начинает эпилог очередным рассуждением о силах, действующих в истории. «Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, — так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим». Снова Толстой повторяет свою любимую мысль об участии каждого человека своей частной судьбой в общем ходе истории. Предчувствие новых исторических потрясений пронизывает последние главы эпилога. Прочитаем сцену спора Пьера с Николаем и Денисовым.

На чьей стороне автор? Увидеть это невозможно, так как Толстой не стремится показать правоту одного героя и неправоту другого. Его цель — наметить новые противоречия в жизни государства и общества, которые не привели пока, но неизбежно приведут к потрясениям и катастрофам в частной жизни многих людей. Почему деятельность Пьера не одобрил бы Платон Каратаев? В ней, как и в твёрдости Николая Ростова, — зародыши новой войны: вражды и разлада, неприемлемых для «круглого» Платона.

Можно ли сказать, что Толстой является противником любой войны? Нет, писатель видит в ней неизбежный и необходимый источник движения, неизбежную фазу всякого процесса, в том числе и процесса нравственного. От устойчивого миросозерцания, через недовольство и вражду с самим собой человек идёт к новому, более глубокому пониманию жизни. Так происходит с Пьером. Почему он не успокоился на каратаевской «круглоте»? Ответ можно найти в той же сцене спора: Пьера слишком тревожат частные неустройства и безобразия, он хочет принимать деятельное участие в жизни общества, просыпается в нём и тайное тщеславие, довольство своим влиянием на других. Толстой подмечает, как зёрна будущих войн прорастают в душе чуткого ребёнка — Николеньки Болконского. Но и семена будущего мира — гармонии и любви растут в душах детей. (Можно заметить сходство маленькой Наташи Ростовой с главной героиней романа.)

Почему же Толстой отказался от названия «Всё хорошо, что хорошо кончается» и какой смысл вложил он в заглавие «Война и мир»? Вместо мысли об остановке, пусть даже счастливой, в заглавии воплотилась мысль о бесконечном движении истории, вселенной, человеческого духа.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Понравился материал?
18
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12764