Характеристика Бориса Годунова (Пушкин)
Борис - человек простой и добрый по основам своей души, с кротким сердцем и здравым смыслом. Но в его добрую и спокойную душу забралась тревожная страсть - властолюбие; эта страсть взволновала, потрясла душу Бориса и внесла в нее адскую муку. Драматизм личности этого героя состоит в противоречии этой страсти с общим мирным строем духа. Характеристика Бориса Годунова отмечена тем, что этот герой - семьянин и нежный, любящий отец; теплом семейного чувства веет от сцены беседы его с детьми; он сострадает горю своей дочери, оплакивающей жениха. Он толкует с сыном о необходимости ученья, дает ему советы здравого смысла. С особой силой выражается любовь его к Феодору перед смертью: ...Чувствую, мой сын, ты мне дороже -говорит он и, рискуя упустить время для покаяния и принятия схимы, дает наставления неопытному юноше, который должен сейчас наследовать власть. Характеристика Бориса Годунова должна быть дополнена тем, что он хочет быть отцом своего народа. Герой не лгал, когда, вступая на престол, говорил боярам, что приемлет великую власть «со страхом и смиреньем»; он не лицемерил, обращаясь с молитвою к «ангелу царю», прося его благословения и обещая быть «благим и праведным»; он действительно хотел ...свой народ В довольствии, во славе успокоить. Умный человек, сам недостаточно образованный (он, например, не знаком с географической картой и спрашивает сына про Волгу: «А это что узором здесь виется?»), он здраво понимает пользу образования. Борис Годунов хочет уничтожить гибельный, по его мнению, обычай местничества. Презревши ропот бояр, ропот «знатной черни», он говорит Басманову, посылая его начальствовать над войском: Не род, а ум поставлю в воеводы. Простою душой своей он понимает всю суету земного величия, блеска и власти. Однако спокойствия совести, которое одно, по его убеждению, дает человеку истинное счастье, у него нет. Чуждая его природе, тревожная страсть, ворвавшаяся в душу и овладевшая ею, довела его до преступления и отравила ему жизнь. Будучи человеком прямым, Борис начинает хитрить, притворяться жаждущим покоя кельи и далеким от мысли о власти, ради которой пролита им «кровь царевича-младенца». Простой, непокойный, он теряется, делается мнительным, начинает повсюду подозревать измену, рассылает шпионов, подкупает боярских слуг, роняя достоинство своей власти. Борис Годунов становится суеверным и, вопреки своему трезвому взгляду на жизнь, доверяется колдунам и ворожеям - беседа с ними делается его «любимой беседой»; он гадает, как «красная невеста», желая узнать, долго ли и безмятежно ли предстоит ему царствовать. Расположенный сердцем к народу, он перестает верить ему, со злобой и сомнением говорит про народ: Твори добро - не скажет он спасибо Добрый, он решается на казни и чем далее, тем суровее и суровее расправляется с боярами; режутся языки и головы, людей тихо и тайно давят в тюрьмах; и тот, кто хотел быть благим и справедливым, воскрешает времена Грозного и наконец сам доходит до сознания сходства своего с умершим царем-кровопийцей, с той лишь невыгодной для себя разницей, что тот казнил явно и открыто, на площади, а не тайно. Целый рад страшных противоречий! Раз ступив на дорогу преступлений, Борис Годунов, как по наклонной плоскости, все быстрее и быстрее опускается, вопреки своей воле, в пучину зла. Душа его была сильна когда-то своей цельностью; но страсть внесла в нее раздвоение, и теперь Борис Годунов не в силах сладить ни с этой страстью, ни с муками совести и изнемогает под их гнетом. Тринадцать лет, с самой минуты преступления снится ему «убитое дитя». Сначала он таил в себе свои мучения, но, когда начались грозные для него события, он теряется. Он невольно выдает себя Шуйскому, когда тот сообщил о появлении Самозванца, принявшего имя Димитрия: он то спрашивает боярина, зачем тот не смеется «затейливой» вести, то грозит страшной казнью за обман и умоляет открыть истину -действительно ли умер царевич. К прежним мукам присоединяются муки сомнения, и царю становится, наконец, не под силу тяжкой ценой купленная власть. Вскоре невольно раскрывает Борис Годунов душу и перед всеми боярами: при рассказе патриарха о чуде на могиле царевича он бледнеет, обливается холодным потом. Но, владея собою, он вдруг неожиданно останавливает совещание думы и уходит в свои покои, прося Патриарха идти к нему. Внутренние муки раздвоения и упреков совести доводят царя до смерти. Тело не выдерживает душевных страданий. Но он многое вынес в наказание за свое преступление, и есть что-то примирительное в предсмертной сцене, когда, готовый через несколько мгновений предстать на суд Божий, Борис Годунов в последний раз беседует с сыном и дает ему последние наставления. Теплом любви к Феодору и твердой искренней верой дышат слова. Разумны его наставления сыну - как править царством; любовью и добром отзывается его совет будущему царю - отменить опалы и казни, и прекрасны возвышенно-нравственные слова: Храни, храни святую чистоту Грешная и измученная душа Бориса совершила свое земное поприще, идет на Божий суд, и поэт кончает жизнь героя своей трагедии сценой, которая не оставляет в душе ничего томящего и злобного; поэт не взял на себя произнесение приговора над Борисом: объективный художник и теплый сердцем человек, он беспристрастно и гуманно отнесся к своему герою. Такова, вкратце, характеристика Бориса Годунова. Источник: Пишем сочинения по драме А.С. Пушкина "Борис Годунов". М.: "Грамотей", 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8417
| |