"Борис Годунов": значение произведения
Окончив «Бориса Годунова» в 1825 году, Пушкин долго не решался напечатать свою трагедию: ограничиваясь чтением ее в избранном кругу друзей и знакомых. В 1827 году он поместил отрывок из нее (сцену в Чудовом монастыре) в «Московском Вестнике», но только три года спустя решился приступить к печатанию, и 1 января 1831 года трагедия вышла в свет с посвящением «драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина». Такое долгое колебание объясняется тем, что Пушкин не был уверен, сможет ли публика оценить по достоинству это произведение, которое он особенно любил и неуспех которого причинил бы ему большое огорчение. Опасения Пушкина оказались вполне обоснованными. Хотя трагедия имела внешний успех - в первый же день разошлось 400 экземпляров - однако ни критика, ни публика, воспитанные на образцах и традициях классицизма, не оказались в состоянии понять художественную простоту и силу нового произведения. Отзывы критики были по большей части неблагоприятны для трагедии, а в некоторых прямо говорилось о падении Пушкина, о том, что его талант ослабевает. Такое отношение критики и высказанное ею непонимание одного из наиболее совершенных художественных произведений Александра Сергеевича очень тяжело подействовало на него. Впоследствии Белинский, при всем своем эстетическом чутье, не мог в достаточной мере оценить высокое художественное значение «Бориса Годунова», который, по его мнению, лишен был внутреннего единства. Белинский даже не считал произведение Пушкина настоящей трагедией, которая невозможна без «страстей, борьбы, действия», а видел в нем лишь «эпическую поэму в разговорной форме», а в личности Бориса Годунова - «мелодраматического злодея». Все эти недостатки произведения Белинский приписывал ему главным образом тому, что Пушкин слишком близко придерживался Карамзина в своем понимании характеров и событий. Но отдельные сцены Белинский ставил очень высоко, называл даже гениальными. Также «глубокой чертой, достойной Шекспира», считал он заключительные слова трагедии: «Народ безмолвствует». Трагедия «Борис Годунов» значение имеет поистине огромное в истории русской драмы. Слияние поэзии с действительностью, с правдою жизни, составляющее отличительное свойство музы Пушкина, отразилось и на его исторической пьесе. Русская драма только со времени Александра Сергеевича представляла то, что называется характером: он первый изобразил живые лица, чего не было в произведениях драматургов классицизма, первый стал излагать драму языком, соответствовавшим и духу времени, из которого взят сюжет пьесы, и положению действующих лиц. В старой трагедии все действующие лица говорят одним и тем же языком, языком автора; у Пушкина не так: старец Пимен говорит у него иначе, чем, например, Григорий; речи Марины полны высокомерия, слова же Ксении и Мамки дышат простотою и задушевностью. Стремление к правде внушило поэту мысль по примеру Шекспира внести в трагедию и элемент комический (сцена в корчме), чего решительно не допускала классическая теория и что соответствует действительности, а стало быть, и задаче поэзии как отражению жизни. Трагедия Пушкина воссоздает живыми красками одну из замечательнейших эпох нашей истории и с таким изумительным искусством, что картины эпохи со всеми ее подробностями навсегда сохраняются в воображении читателя. «С внешней стороны, - говорит А. Незеленов, - драма безукоризненно прекрасна. В ней нет быстрого и страстного развития действия; но спокойный, медленный ход ее событий совершенно соответствует духу изображаемой ею древней русской жизни. Соответствует этому духу и превосходный язык ее, простой, безукоризненный и изящный, на котором так видно влияние летописей и грамот». Общественно-историческое значение трагедии заключается в том, что Пушкин впервые поставил в ней проблему народа в истории. Народ является основной силой в истории. Исторический деятель, не опирающийся на народ - ничто. Без народа нельзя решать большие исторические и социальные вопросы. Как «Евгений Онегин» был первым реалистическим романом в истории не только русской, ной мировой литературы, так и «Борис Годунов» стал первой подлинно реалистической исторической трагедией не только в русской, но и в мировой литературе. Гениальный художник, великий русский национальный поэт силой своего гения поднял на новую ступень одну за другой разные области литературы. Наряду с созданием лирики действительной жизни, наряду с созданием реалистического романа в стихах - Пушкин создал и реалистическую драму. Различно было отношение современной Пушкину критики к его великому творению, и только теперь оно оценено должным образом. Непринятие некоторыми критиками «Бориса Годунова» объясняется тем, что Пушкин, как истинный художник, презрел господствовавшую тогда теорию классической драмы с ее обязательным единством времени, места и действия. По примеру Шекспира он выше всего ставил художественную правду, и в своей драме не следовал установившимся правилам, а сам дал образец совершенного творения и положил начало новой русской драме. Кроме того, «Борис Годунов» значение имеет и как первое вполне зрелое произведение Пушкина, после создания которого он сам, обыкновенно столь скромный в суждениях о своем гении, сознал его силу и писал: «я чувствую, что могу творить...» - и писал вполне справедливо. Источник: Пишем сочинения по драме А.С. Пушкина "Борис Годунов". М.: "Грамотей", 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 7369
| |