Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

"Борис Годунов": новаторство и особенности трагедии

  • Статья
  • Еще по теме

Кратко:

Эта трагедия стала новаторской по многим причинам. В ней нарушены многие каноны классицизма. Нет принципа единства времени — в драме действие развивается семь с лишним лет, в то время как классицизм требовал разрешения конфликта за двадцать четыре часа; сделано отступление от требования единства места — у Пушкина место действия все время меняется: переносится из дворца на площадь, из монастырской кельи в корчму, из России в Польшу. Все это диктовалось художественными задачами трагедии, помогало поэту лучше показать связь событий: то, что происходит во дворце, объясняется событиями в барских хоромах или на площади. Отступлением от канонов классицизма стало также отсутствие центральной любовной интриги, большое количество действующих лиц, представляющих все слои общества.

Несмотря на то, что трагедия носит имя царя, она не завершается с его смертью, и государь появляется только в шести ее сценах. Главным героем этой трагедии стала Русь конца XVI — начала ХУП веков. Очень неоднозначен образ царя Бориса. Это не классический злодей, пришедший к власти через убийство Дмитрия. Пушкин показал его не только умным правителем, но и любящим отцом и несчастным человеком. Столь же неоднозначен и образ Самозванца. Эти персонажи правдивы не только исторически, но психологически. Все это придает трагедии реалистические черты. Вся историческая часть поэмы Пушкина основана на «Истории Государства Российского» Карамзина. Но трактовка этих событий отличается от предложенной монархически настроенным Карамзиным. Поэт показал нам не муки совести убийцы Бориса, а суд истории над ним. Появление самозванца только подтолкнуло враждебные Борису силы на открытое выступление. Против царя выступает не только родовитое дворянство, но и народ, потому что Годунов стал царем-крепостником. Народный гнев становится главной причиной свержения власти как Бориса, так и Самозванца. Самозванцу удается «сорвать порфиру» с могущественного царя только пока народ с ним вместе. Но «народ безмолвствует» в финале трагедии. Этим предопределяется грядущее свержение и гибель Самозванца. Трагедия становится народной не только по своему драматическому строю, но и по идее. Драматична и судьба народа в поэме. Благодаря его поддержке боярам удается одолеть Бориса, но народ ничего не получает от бояр.

Источник: Краткий справочник школьника. Русская литература / Авт.-сост. И.Н. Агекян. - Мн.: Современный литератор, 2002

Подробнее:

Трагедия эпохи классицизма не допускала изображения на сцене простых людей. Ее героями были цари и герои, а действие в ней происходило, как правило, во дворце или в царской ставке, было всецело замкнуто в четырех стенах. Люди незнатного происхождения могли появляться в классической трагедии XVII века лишь в роли наперсников (или вестников), и лишь в последней своей трагедии «Гофолия» Расин — по примеру древних трагиков — предоставил место хору. Но и в трагедиях Шекспира народ, за исключением двух римских его трагедий "Юлия Цезаря" и «Кориолана», как правило (хотя народные симпатии и антипатии в них постоянно привлекают интерес и внимание главных персонажей), непосредственно — в виде многоликой толпы — фигурирует лишь в сценах, рисующих своеобразный «апофеоз» главных героев, отмечающих высшие, кульминационные точки их жизненного пути (такова встреча Отелло на Кипре во II акте трагедии или сцены I акта «Макбета»). В остальных трагедиях Шекспира народные идеалы олицетворяются в отдельных, умудренных жизненным опытом народных персонажах, комментирующих поступки и судьбу протагониста с народной точки зрения, произносящих над ним свой приговор (могильщики в «Гамлете», шут в «Короле Лире»).

Вот почему Пушкин следует в разработке общих контуров действия своей драмы в «Борисе Годунове» образцу не столько шекспировских трагедий, сколько шекспировских хроник, где народные сцены занимали значительно более обширное место, чем в трагедиях. Выводя на сцену народ и в виде многоликой, непосредственно участвующей в действии и постоянно активно психологически реагирующей на него толпы, и в образах отдельных персонажей, репрезентирующих в трагедии разные стороны народной жизни и выражающих разные грани народного сознания эпохи (Пимен, Варлаам и Мигаил, Юродивый и т. д.), Пушкин ставит своей задачей синтезировать, слить воедино черты поэтической структуры, свойственные двум во многом близким, но в то же время разграниченным в творчестве Шекспира жанрам — его хроникам и трагедиям (действие последних - в отличие от хроник — сосредоточено вокруг фигуры и судьбы главного героя).

Действие «Бориса Годунова», новаторство которой неоспоримо, то свободно выносится на площадь, то происходит в кремлевских палатах, во дворце Бориса, в доме Шуйского или Мнишека, в корчме на Литовской границе, в уединенной келье Чудова монастыря, в ставке Самозванца, на поле боя и т. д. Причем оно охватывает весь период правления Годунова - от его избрания на царство до гибели его династии и воцарения Самозванца, т. е. семь с половиной лет. Все это позволяет Пушкину на протяжении развития действия сменять постоянно в изображении событий два плана - крупный (если пользоваться термином кинематографии), при котором господствуют психологические портреты, изображение поступков и переживаний отдельных лиц, в том числе обоих главных героев трагедии — Годунова и Димитрия, и иной, широкомасштабный, который дает поэту возможность свободно раздвинуть границы сценического пространства и заполнить его до краев множеством лиц, показав массовую психологическую реакцию на происходящее.

Даже внешне трагедия построена Пушкиным необычно. В ней не традиционные для драмы четыре или пять актов, а двадцать три сцены, в которых действие переносится из одного конца страны в другой, и в центре стоят новые, меняющиеся лица и события. Подобное построение позволило Пушкину показать в своей исторической трагедии сверху донизу всю Россию изображаемой эпохи — царя, патриарха, бояр, служилое дворянство, казаков, народ, а также польских вельмож и аристократов, иностранных наемников, находящихся на русской службе. Из дворца Годунова действие переносится на площадь, из боярских палат — в келью Пимена в отдаленном монастыре, из центра русского государства - на русско-литовскую границу и даже в Польшу, за пределы России. Внимание зрителя не сосредоточено на одном временном отрезке и на ограниченной, условной сценической площадке (как это было в трагедии XVII-XVIII веков, которая требовала обязательно соблюдения «единств» места и времени),— наоборот, пределы сцены максимально раздвинуты вширь и вглубь, и перед зрителем оживают вся широта и сложность явлений русской национальной жизни, хотя уже отошедших в прошлое, но в то же время живыми нитями связанных в сознании Пушкина с настоящими и будущими судьбами страны.

Источник: Пушкин. Достоевский. Серебряный век. / Фридлендер Г.М. СПб: "Наука", 1995

Понравился материал?
11
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12946