Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю.

Анализ повести "Тамань" ("Герой нашего времени")

  • Статья
  • Еще по теме

«Тамань» — самая таинственная и поэтическая повесть романа. Идейное значение повести определяется не сразу, поскольку читателя захватывают загадочные события, завораживает атмосфера, в которой они происходят. Обращают на себя внимание и изобразительные средства, используемые в «Тамани»: автор не столько использует слова, сколько графически вычерчивает пейзаж, героев, действия. Удаётся Лермонтову и мастерское звуковое оформление текста: мы слышим шум волнующегося моря, странные интонации реплик девушки-ундины, одинокий плач слепого мальчика.

Герой едет из Петербурга на Кавказ, в действующий военный отряд. Он называет себя «странствующим офицером», что указывает на противоречивое самоощущение героя, поскольку если офицер едет по «казённой надобности» в отряд, то он не странствует, а выполняет приказ. «Странствующий» — это состояние души героя, он хочет освободиться от оков душного рутинного существования и, конечно, ищет такой жизни, которая была бы наполнена любовью и настоящей деятельностью. Любопытство героя выступает своего рода «двигателем» развития сюжетного действия и объясняется его стремлением увидеть в новом для себя месте иную жизнь, получить ответ на её загадки. Поэтому, например, герой не может заснуть, когда все спят, он следует за слепым мальчиком, вторгается в тайную жизнь контрабандистов.

Конфликт в повести проходит по двум линиям: Печорин и мир регламентированной, казённой жизни, представленный военным гарнизоном; Печорин и мир вольницы, здесь воровской и разбойничьей, в котором действует шайка контрабандистов.

В «Тамани» герой последовательно проникает в сферы, которые первоначально были для него скрыты. В тексте дважды приводится фраза «так прошло около часу», разделяющая повесть на три части. Поначалу герой попадает в обычный городок, «самый скверный городишко из всех приморских городов России». Кажется, в нём нет ничего загадочного — только «грязные переулки» и «ветхие заборы». Герой сам напрашивается на странное место для ночлега, закричав на десятника: «Веди меня куда-нибудь, разбойник! Хоть к чорту, только к месту!» Именно в том месте, в хате на «самом берегу моря» героя ожидали необычные впечатления. Там он узнаёт о том, что оказался рядом с контрабандистами. Однако и это открытие не стало для героя окончательным — знакомство с причудливой девушкой, черноморской казачкой, в которой он видит балладно-фольклорный образ ундины-русалки, открывает перед ним следующую грань таинственного мира Тамани.

В повести изображены разные пласты жизни, и для каждого из них Лермонтов выбирает свой стиль и жанр. Обычный «скверный городишко» Тамань показан реалистически, без прикрас, каким он предстал перед усталым офицером. Сюжетная часть, в которой приоткрывается тайна шайки контрабандистов, соответствует жанру «разбойничьей повести» и выполнена с использованием характерных для него приёмов в обрисовке характеров и обстановки. Третья же часть, главную роль в которой играет девушка-ундина, пронизана фольклорно-мифологическими мотивами, углубляя мифопоэтический характер повести.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4578