Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гоголь Н.В.

Образ Манилова (сочинение по поэме Гоголя "Мертвые души")

  • Статья
  • Еще по теме

По замыслу Н.В. Гоголя, поэма «Мёртвые души» должна была показать жизнь русского народа после Отечественной войны 1812 года. Писатель расценивал этот период как момент самосознания нации, характеризующийся тем, что она ещё не устоялась, черты её не отлились в законченную форму и, следовательно, есть время для того, чтобы искоренить пороки и укрепить достоинства. Присущие русскому характеру недостатки сконцентрированы писателем в образах помещиков. Манилов в этом смысле несколько отличается от других персонажей в этой галерее, поскольку, на первый взгляд, он предстаёт человеком благодушным, гостеприимным и бескорыстным.

«Весьма обходительный и учтивый», изысканный и утончённый, считавшийся в армии «скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером», Манилов не вписывается в безотрадную картину нелепой, пустой, провинциальной жизни. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись внимательнее, очень быстро понимаешь: внешние «достоинства» Манилова — это фасад, за которым скрыты пустота, скудость мысли и духа, посредственность. Сам Гоголь назвал этого героя «рыцарем пустоты». Манилов гордится своей образованностью, хотя во всех его начинаниях, в самом образе жизни видна лишь претензия на энциклопедичность. Чего стоит один только «аглицкий сад» с «мелколистными жиденькими» берёзками! А «миленькие дети» с именами, выдающими невежество родителей? А неведомая книжка, два года «заложенная закладкою на четырнадцатой странице»?

Ничтожность мыслей (либо их полное отсутствие) прикрывается красивыми и неопределёнными словами-декорациями: «духовное наслаждение», «именины сердца», «образцовое счастие». Слова «какой-нибудь», «этакое», «этак» создают ощущение смысловой бесплотности речи Манилова.

Речь героя слащава, как и он сам: все люди для него «препочтеннейшие», «прелюбезнейшие», «милые», «очень приятные» — словом, «самые достойные». За этим кроется не только восторженная наивность, но и неспособность Манилова мыслить самостоятельно, боязнь выбиться из нормы, кому-то не понравиться, что проявляется и в его облике: «глаза сладкие, как сахар»; «черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». Сентиментальность, слащавость доходят в нём до приторности, обходительность, учтивость — до заискивания, желания угодить (вспомним хотя бы розовую ленточку, которой был перевязан список «мужичков»).

Всю ткань поэмы пронизывают народные пословицы и поговорки. Именно в них наиболее полно выразились особенности национального характера, нравственные качества, которые одобряются или отвергаются народом. Характер Манилова также объясняется через пословицу: «Ни то ни сё; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Этот беспечный фантазёр, пустопорожний, беспочвенный мечтатель абсолютно не способен к действию: все его «прожекты» не идут дальше слов. Поэтому начатая книжка остаётся недочитанной, на кресла недостало дорогой материи, а свернувшийся на сторону медный подсвечник составляет весьма комичную пару с очень щегольским подсвечником из тёмной бронзы. Единственное, на что способен Манилов, — это «под тенью какого-нибудь вяза пофилософствовать о чём-нибудь, углубиться». О чём пофилософствовать? Уж, разумеется, не о «низких предметах»: «Зачем, например, глупо и без толку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердным образом и повесничает всё остальное время?».

Манилов «выше» того, чтобы проявить настоящую заботу о благополучии крестьян. Всё управление равнодушно передоверено ленивому, пухлому плуту-приказчику, который разоряет поместье. И уж конечно, Манилов никогда не задумается о смысле собственного существования, о своём предназначении.

Грустно узнавать во многих современных политиках, учёных, видных общественных деятелях внутреннюю маниловскую пустоту, прикрытую безудержным прожектёрством. Это говорит о том, что гоголевские типы не исчезли. Они существуют в новом обличье, но с тою же пустотою и пошлостью в душе. Живучесть этих типов объясняется тем, что в них писателем схвачены, увы, не временные или случайные черты, а коренные, глубоко лежащие свойства национального характера, которые могут измениться или исчезнуть вовсе только в результате длительного и осмысленного процесса самосовершенствования как отдельных личностей, так и нации в целом.

Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и абитуриентов. - М.: ООО "Мир книги", 2004

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3237