Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гоголь Н.В.

Анализ романа "Мертвые души" Гоголя (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

1. Значение заглавия романа

2. Особенности сюжета романа

3. Композиция романа

4. Жанровое своеобразие романа

5. "Второй том" романа "Мертвые души"

1. Значение заглавия романа

Роман-поэма "Мертвые души" является важнейшим произведением Н.В. Гоголя, над которым он работал 17 лет. Это одно из ключевых произведений русской литературы первой половины XIX в. Роман отличается масштабностью изображаемого, мастерством изложения, высоким художественным уровнем, художественным своеобразием и новаторством. Заглавие романа имеет следующее значение:

      очень точно отражает концепцию романа и его идею показать, кто в России на самом деле является "мертвыми душами'',

      связан с сюжетом: покупкой главным героем — Чичиковым умерших крестьянских душ;

      имеет социальный характер, так как отражает одну из традиций крепостничества покупать и продавать людей;

      имеет этический смысл, так как в романе мертвыми души оказываются именно у тех, кто в реальной жизни считает себя живым;

      выражает суть главного героя — Чичикова, душа которого оказывается самой мертвой из всех;

      распространяется на любого человека, а не только на героев романа, так как мертвой душа может стать у любого реального человека, и в этом заключается пафос произведения;

      несет глубокий философский и гуманистический смысл, так как указывает, что и в жизни "мертвой" душа может быть у тех, кто в обществе считается "живым", и те, кого принято считать "мертвыми" (например, крестьяне), т. е. недостойными внимания, на самом деле обладают настоящей живой душой.

2. Особенности сюжета романа

Сюжет романа был подсказан Гоголю А.С. Пушкиным и имеет следующие особенности:

      использовался реальный жизненный материал: эпидемия холеры в России в 1831-1832 гг., особенности некоторых городов по ведению учета смертности крепостных крестьян, которые попросту не регистрировались, и поэтому их действительно можно было продать, купить и отдать их фамилии другим крестьянам;

      имеет внутреннюю свободу и широту возможностей, что позволяет самым разнообразным образом развивать коллизии и интриги;

      несет в себе черты таинственности, случайности, что являлось для Гоголя типичным приемом построения сюжета;

      очень прост, выстраивает все главы в четкой логической последовательности и поэтому выполняет важнейшую идейную функцию: раскрывает все особенности быта, нравов, пороки крепостнического общества;

      опирается на традиционные для отечественной литературы того времени сюжетные принципы;

      имеет точную хронологическую последовательность.

3. Композиция романа

Роман "Мертвые души" имеет оригинальную композицию, и эта оригинальность и новаторство обеспечиваются следующими структурными особенностями:

      первая глава как экспозиция целого, и ее можно охарактеризовать следующим образом:

•        является своеобразным вступлением к центральному повествованию;

•        дает общее описание жизни и быта помещиков — героев романа, крестьян, которое будет более подробно раскрываться в каждой последующей главе;

      три композиционных звена, которые имеют следующие особенности:

•        первое (2-6-я главы) - постепенное развитие действия и характеристика портретов отдельных помещиков; принцип антитезы при описании образа и характеров помещиков, а также их помещичьего хозяйства, когда каждый следующий помещик, к которому приезжает Чичиков, противопоставляется предыдущему, например Манилов - Коробочка, Коробочка — Ноздрев и т. д. Таким образом показывается экономическое разложение барщинного хозяйства, от Манилова до Плюшкина; демонстрация морального разложения личности от помещика к помещику; эпичность повествования;

•        второе (7-10-я главы) - изображает картину жизни городских губернских жителей и чиновников; связано единством места и действия, что скрепляет групповые и индивидуальные образы жителей города N; носит драматический характер повествования и имеет острую сюжетную динамику, основанную на сплетне, которая, как и в комедиях "Горе от ума" и "Ревизор", имеет важнейшее сюжетное значение, так как является началом повествования (слухи, сплетни о Чичикове, его таинственность);

•        третье (11-я глава) — вскрывает психологию и мотивацию афериста; обращается к прошлому героя - Чичикова, но одновременно с этим освещает и будущее; имеет кольцевое строение с первой главой (начало романа с приезда в город Чичикова, конец романа — его отъезд из города), впоследствии разрываемое введением образа мчащейся тройки, в которой выражается вся Россия, ее судьба, судьба и участь ее народа, и вопреки всем препятствиям Россия мчится вперед; является эпилогом первого тома поэмы и его развязкой;

      множество вставных эпизодов ("Повесть о капитане Копейкине", "Притча о Кифе Мокиевиче и Мокие Кифовиче"), которые обогащают художественный и сюжетный элементы произведения;

      обилие лирических отступлений различного характера (24), которые выполняют философскую задачу романа: возводят частные бытовые эпизоды в общие вопросы бытия страны, а также обогащают художественный строй произведения и придают оригинальность его композиции.

4. Жанровое своеобразие романа

В жанровом отношении роман "Мертвые души" очень оригинален и своеобразен. Данное произведение имеет следующие жанровые особенности:

      имеет необычность, новизну формы;

      сочетает в себе лиризм с широкой социальной окраской;

      отличается от нравственно-описательных, светских, авантюрных, фантастических произведений иных авторов того периода в сторону масштабности и нетипичности;

      характеризуется как поэма с элементами романа;

      имеет следующие черты романа:

•        эпическое содержание;

•        социальный срез общества;

•        прозаическая форма повествования;

•        главный герой, вступающий во взаимоотношения с множеством других персонажей;

•        описание биографии героя, его жизненного пути;

•        элементы любовной интриги;

•        различные версии сплетни;

      может быть назван романом-путешествием (герой постоянно путешествует по губернии) и романом характеров (детально раскрывается множество характеров);

      имеет черты плутовского романа;

      имеет следующие черты поэмы:

•        "лирический, субъективный элемент" (Белинский), который проявляется в авторских оценках и лирических отступлениях;

•        название самого Гоголя, связывающего с понятием поэмы представление о высшем художественном совершенстве;

•        полемика с пушкинским "Евгением Онегиным", который написан в стихах и назван романом, в то время как "Мертвые души" написаны в прозе и названы поэмой.

5. "Второй том" романа "Мертвые души"

Роман "Мертвые души", изданный впервые в 1842 г. и заканчивающийся описанием мчащейся тройки, является только первым томом. Гоголь продолжал работать над вторым томом почти до самой смерти в 1852 г., но до современного читателя второй том так и не дошел (за исключением пяти глав), так как автор сжег рукопись. Из дошедших до нас рукописей можно сделать вывод о некоторых жанровых и художественных изменениях, которые намечались автором во втором томе. На основе этого можно выделить следующие особенности, которые имел второй том "Мертвых душ":

      появляются новые герои со старыми историями - пороками;

      автор стремится примирить читателя с пороками персонажей, вызвать у него сочувствие;

      преследуется цель изобразить идеальных, правильных помещиков — положительных героев;

      присутствуют попытки показать тенденции к преобразованию, положительному изменению русского общества.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3774