Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Твардовский А.Т.

Анализ поэмы А.Т. Твардовского "Василий Теркин"

  • Статья
  • Еще по теме

«Василий Теркин» — произведение особое. Поэма рождалась в процессе развития военных событий, ее отдельные главы публиковались в газетах. Интересно также необыкновенное в истории литературы широкое участие самих читателей в создании поэмы (письма). Твардовский говорил, что образ Теркина был вымышлен и задуман не только им, а многими людьми, включая как литераторов, так и обычных людей.  Все они активно участвовали в создании произведения.

Поэт опирался на живой опыт народных, и прежде всего солдатских, масс, их вкусы, их художественное творчество (частушки, пословицы, поговорки, фронтовые шутки и т. п.). Начатая еще в 1940 г. во время пребывания Твардовского на финском фронте зимой 1939 - 1940 г., поэма была задумана не как продолжение фельетонного Васи Теркина газеты «На страже Родины», а как произведение о поколении людей, обнаруживших свои главные качества при исполнении воинского долга во время Великой Отечественной войны. Однако Твардовскому очень трудно давалась поэма как целостное художественное произведение. Поиски характера героя, структуры, формы изложения продолжались вплоть до 1942 г. Все это естественным образом наложило определенный отпечаток как на содержание, так и на форму произведения. Особенности произведения во многом диктовались теми целями, которые ставил перед собой автор. Пропагандистская задача здесь была несколько иного рода, чем в произведениях агитационно-политического толка. В цели Твардовского входило:

I        Показать доступным широким массам языком при помощи понятной народу образной системы широкую панораму происходящих событий:

II       Довести до бойцов одну из главных идей произведения — не унывать в любой ситуации;

III      Отвлечь солдат от страхов и ужасов войны, живописуя быт и обычные человеческие радости военных будней (поэтизация быта), т. е. своего рода «терапевтический» эффект;

IV      Вывести яркий, собирательный, народный образ, который бы стал близок и понятен миллионам обыкновенных людей.

Отсюда вполне логично вытекают те характерные особенности, которые имеются у поэмы:

1.       Ориентация на массового читателя, его пристрастия и вкусы. По существу, поэма была одним из немногих в то время проявлений массовой культуры в литературе (наряду с песенным творчеством и кинематографом). «Терапевтическое», «антистрессовое» воздействие подобного рода литературы было как нельзя более актуальным в то время, т. е. форму во многом диктовали сами обстоятельства военной жизни;

2.       Композиция произведения, разбивка ее на отдельные главы, посвященные какой-то близкой и понятной каждому проблеме («В бане», «О наградах», «О любви» и т. п.). Каждая глава имеет внутреннюю законченность, т. к. произведение публиковалось в газетах поглавно (в полном соответствии с одним из принципов массовой литературы — «to be continued», т, е. «продолжение следует»);

3.       Определенное упрощение образов, условность, возрождающие народную традицию массовых лубочных изданий, а также народного театра (балаган, раек и проч.);

4.       Обращение к традициям «народной смеховой культуры», возрождение, «реабилитация» «скоморошьего», «дурацкого» смеха (т. е. смеха не над конкретным объектом, а смеха как органичной части мировоззрения), обозначающего стремление «не унывать в любой ситуации»;

5.       В центре повествования находится не внутренний конфликт героя с самим собой или окружающей его действительностью, но быт, реальность, неотъемлемой частью которой является герой. В частности, подобная радостная поэтизация быта была характерна для произведений эпохи Возрождения (напр., Боккаччо, Сакетти и др.), в Россию этот жанр пришел довольно рано вместе с переводами и был необычайно популярен. Если говорить о реализме (как о литературном методе, а не как о достоверности событий, лежащих в основе художественного произведения) по отношению к «Теркину», то это, думается, можно делать весьма условно — в той мере, в какой слово «реализм» принято употреблять по отношению, например, к литературе эпохи Возрождения («возрожденческий реализм»);

6.       Форма повествования: хореический размер, характерный для народных поэтических произведений — в частности, частушек; использование разговорных оборотов речи, просторечий и другой характерной лексики того времени.

Источник: Родин И.О. Все произведения школьной программы в кратком изложении: 11-й кл./И.О. Родин, Т.М. Пименова. - М: АСТ: Астрель, 2009.

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4984