Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Твардовский А.Т.

Александр Твардовский: биография и творчество поэта

  • Статья
  • Еще по теме

Поэзия Александра Твардовского (1910-1971) принадлежит к "золотому фонду" русской литературы XX столетия, а его деятельность на посту главного редактора журнала "Новый мир" стала эпохой в утверждении в литературе 60-х годов нового подхода к действительности, именно благодаря Твардовскому к читателю пришли в этом время авторы и произведения, составляющие гордость русской литературы, хотя и личность поэта, и его творчество нельзя идеализировать: как всякий по-настоящему талантливый человек, Твардовский был человеком сложным, противоречивым, его поступки в разные годы жизни сейчас могут вызывать недоумение, но он всегда оставался собой, Твардовским, имеющим право быть собой и понимающим цену себе, своему слову, своему творчеству.

Большая семья будущего поэта жила в деревне Загорье Смоленской области, отец его был кузнецом, образованным человеком, в доме звучали стихотворения Пушкина и Лермонтова, проза Гоголя. С середины 20-х годов Твардовский начинает печатать свои заметки в смоленских газетах, а в 1928-м году, после разрыва с отцом, он уезжает в Смоленск, где занимается литературной поденщиной и пишет повесть "Дневник председателя колхоза" (1932), а также поэмы "Путь к социализму" (1931) и "Вступление" (1932), произведения откровенно слабые в художественном отношении ("ездой со спущенными вожжами" он сам их назовет позднее), однако сыгравшие определенную роль в формировании поэтического самосознания молодого поэта.

Настоящее признание таланта поэта пришло после его переезда в Москву (1936), оно связано в первую очередь с поэмой "Страна Муравия" (1934-36), очень своеобразном произведении, созданном в фольклорных традициях, воплощающем в себе столкновение "двух утопий: крестьянской и социалистической" и показывающем несостоятельность обеих - как оторванных от жизни. Таково было объективное звучание поэмы, хотя она и была воспринята как "прославление коллективизации". Для поэта же она стала крупным шагом вперед с точки зрения роста поэтического мастерства, овладения поэтической формой и художественными средствами её реализации.

Однако полностью поэтическое дарование Твардовского раскрылось в период Великой Отечественной войны, когда была создана его гениальная (по-другому не скажешь!) поэма "Василий Тёркин" (1941-45). Твардовскому удалось создать образ, в котором олицетворяется весь русский народ, он сумел показать войну как "народное дело", воссоздать удивительно точный и необыкновенно выразительный народный язык, показать героическую в своей простоте историю человека на войне, где "Бой идёт святой и правый... Ради жизни на земле". В годы войны поэт начал также работу над поэмой "Дом у дороги", законченной в 1946-м году, в которой война представлена как бы "с другой стороны" - не в битвах и победах, а в истории семьи Анны и Андрея Сивцовых. Такой взгляд Твардовского на войну был очень важен: ведь семья на Руси всегда значила очень много, и война в жизни семьи - это не менее страшно, чем самые страшные бои... Кроме поэм, в годы войны Твардовским были созданы многочисленные стихотворения, в которых также отражалась война, сразу же после ее окончания он написал удивительное стихотворение "Я убит подо Ржевом..." (1945-1946), без которого невозможно себе представить русскую литературу XX века.

Уже в творчестве Твардовского периода войны заметно усиление личностного начала, повышенное внимание к душе человека, через показ которой поэту удаётся передать характер русского народа, его национальную самобытность. В 50-е - 60-е годы эта тенденция усиливается, хотя поэмы Твардовского, созданные в эти годы, очень разные по тематике и жанровой природе: от масштабной лирической эпопеи о современности "За далью – даль" (1950-60-й гг.) до остросатирической поэмы-сказки "Тёркин на том свете" (1954-63-й гг.), в которой поэт безжалостно высмеивает и резко обличает явление, получившее позже название "командно-административная система", враждебное человеческой личности, стремящееся превратить человека в "винтик" и заставить его быть послушным исполнителем "воли партии". В 50-е годы во взглядах Твардовского также произошёл пусть не резкий, но перелом в отношении оценки им роли Сталина в войне, в понимании поэтом личности Сталина и его действий. Началом перелома можно считать смерть "вождя народов" и реакцию журнала "Новый мир", редактором которого был Твардовский, на это событие. Как результат - первое отстранение его от руководства журналом (возвращение его на пост главного редактора состоялось в 1958-м году).

Особое место в творчестве Твардовского в 60-е годы заняла поэма "По праву памяти" (1966-1969, впервые опубликована только в 1987-м году), произведение трагическое как по "материалу", на основе которого оно создавалось, так и по ощущению лирическим героем своей неизбывной вины перед отцом и семьей за собственное поведение в страшные тридцатые годы: семья Твардовских была "раскулачена" и сослана, а он ничего не сделал для того, чтобы помочь отцу и брату. Личная трагедия лирического героя делает "По праву памяти" обвинительным документом страшного времени, а невозможность исправить то, что было сделано, становится мукой для лирического героя и нравственным уроком для читателя, понимающего, что человек отвечает за себя и свои поступки не только перед другими людьми и собой, но и перед Вечностью.

Тема скорбной памяти раскрывается и в цикле стихотворений "Памяти матери" (1965), здесь также переплетены судьба лирического героя и судьба народная, и осознание им того, что самые близкие ему люди оказались репрессированы, а он сам в это время, будучи в "назначенной разлуке", избежал этой судьбы, сейчас, в минуты прощания с матерью, по-новому открывает ему и собственную жизнь, прожитую вроде бы не бесчестно, и судьбу семьи. "Отжитое –пережито, А с кого какой же спрос?" - нет ответа на этот вопрос лирического героя, потому что сама жизнь распорядилась так, как всё и произошло, разве можно теперь, задним числом, что-то изменить?.. Из лирики Твардовского последних лет можно выделить стихотворения "Я знаю, никакой моей вины..." (1966), "Не заслоняй святую боль..." (1969), "Всему свой ряд, и лад, и срок..." (1969) и другие стихотворения, в которых он предстаёт поэтом-философом, умеющим увидеть глубинные истоки происходящих в жизни простых, вроде бы, вещей.

Как редактор "Нового мира" Твардовский сделал необыкновенно много: именно этот журнал в годы работы Твардовского на посту главного редактора открыл читателям А. Солженицына, Ф. Абрамова, Г. Бакланова, Ю. Трифонова, А. Жигулина, В. Тендрякова, Е. Винокурова, многих других талантливых поэтов и прозаиков послевоенного поколения советской литературы. Несмотря на то, что оценка деятельности Твардовского-редактора тем же Солженицыным неоднозначна, отрицать роль журнала "Новый мир" в поддержке талантливых писателей невозможно, а элемент субъективизма в оценке им тех или иных авторов свидетельствует о том, что Александр Трифонович Твардовский, биографию и творчество которого мы рассмотрели, был талантливым поэтом и редактором, имевшим право на личное мнение.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4118