Анализ повести Трифонова "Дом на набережной"
В центре повести «Дом на набережной» находятся те же проблемы, что и в повести «Обмен». Эта ситуация выбора, когда человек ставится перед дилеммой, преступить или не преступить нравственный закон, это соотнесение истинного и ложного, компромисса и предательства. Главные герои повести — Глебов и Шулепа - проходят этот путь, хотя и каждый по-своему. Описывая семью Глебова, Трифонов пытается показать истоки того предательства и в целом той «жизненной философии», которым будет его герой следовать на протяжении жизни. От матери он наследует энергию и стремление выбиться из той социальной среды, в которой находится, а от отца его хитрость и «житейскую мудрость», сводящуюся к принципу «не высовываться», лебезить перед вышестоящими и быть ради выгоды готовым на подлость (история с тем, как он выступает против «заступничества» за родственника, затем сходится с его женой и проч.). Подобное же стремление из всего пытаться извлечь выгоду свойственно и Глебову уже с раннего детства. Он умело «торгует» своими «связями» —возможностью проводить в кино своих одноклассников. Но по сравнению с «возможностями» Шулепы, которыми Шулепа обладает благодаря высокому положению отчима, «могущество» Глебова оказывается смешным. И это порождает в нем зависть. Все, что предпринимает Глебов в дальнейшем, так или иначе диктуется корыстью, стремлением извлечь из поступков наибольшую выгоду. Так и попав в дом Ганчуков в качестве ученика знаменитого профессора, Глебов через некоторое время начинает прикидывать свои шансы извлечь из этого обстоятельства наибольшие дивиденды. С искренне любящей его Соней он с самого начала «ведет игру», так как начинает понимать, что все материальные и иные блага Ганчуков вполне могут через нее принадлежать и ему. Со старым профессором Глебов также «ведет игру», подлаживаясь под то, что он хочет услышать от своего лучшего ученика. Двойственность позиции Глебова, когда на его научного руководителя в институте начинается травля, нежелание делать выбор, который в любом случае ведет к каким-то потерям, во многом напоминает позицию Дмитриева из «Обмена», только здесь эта позиция сознательно автором еще более обнажена. Даже Шулепа возмущается нечестностью бывшего товарища — желанием получить все сполна и при этом «не замараться». Трифонов показывает, по существу, процесс постепенной деградации личности (не случайно проводится аналогия с Раскольниковым, который, убив старуху-процентщицу, т. е. совершив преступление, тем самым убивает в себе человеческое начало). Трагическая судьба Сони и последующее одиночество престарелого профессора — почти полностью лежат на совести Глебова. Шулепа — своего рода «двойник» Глебова в повести. То, к чему Глебов стремится, чему мучительно завидует, у Шулепы есть изначально. Перед ним не стоит задачи выбиваться из ничтожества и нищеты, высокое положение, а также все то, о чем его сверстники могут лишь мечтать, — с детства окружает его. Тем не менее он прекрасно осознает, какой ценой за это заплачено: могущество исходит от отчима (вначале от одного, потом от другого), т. е. зиждится на умении матери Шулепы «хорошо устроиться» а жизни, найти обеспеченного и могущественного покровителя. Шулепе знакомы чувство стыда и унижения от такого положения вещей, и как своего рода защитная реакция, у него цинизм, он хорошо знает «цену людям», в отличие, например, от Сони, которая испытывает к Глебову искреннее чувство и не оценивает людей «про себя». Возможно, именно поэтому Шулепа не считает зазорным относиться к окружающим свысока (в отличие от той же Сони), компенсируя тем самым свое собственное унижение. Именно потому, что Шулепе было больше изначально дано, он в конечном итоге оказывается натурой более цельной и человеком более честным, чем Глебов. Он находит в себе мужество перестать «играть роль» и рядиться в чужие одежды. Однако попытавшись стать самим собой (в конце романа он выступает под своей собственной фамилией), Шулепа уже не может этого сделать — и в результате «срывается». Вседозволенность и пренебрежение всем тем, что считается обязательным для «простых смертных», не проходит и для Шулепы даром. Пьянство, работа грузчиком в мебельном магазине, а потом на кладбище — закономерный итог подобного жизненного пути. Стремлением «ловчить», строить свою жизнь не на реальных заслугах, а на интригах, создании мнимых научных работ отличаются и другие персонажи повести. Это те, кого Ганчук называет «буржуазными элементами», не добитыми им же самим во времена «чисток» 20-х гг., и КТО организовывает на него травлю в институте. Заслуги самого профессора отнюдь не мнимы, и его семья живет искренним интересом к науке. Они открыты окружающим их людям, не могут терпеть, когда им прислуживают, пытаются со всеми общаться на равных. Но в этом оказывается и их главная беда. Ганчуки слишком оторваны от жизни, искреннее желание видеть в окружающих таких же порядочных и цельных людей приводит к тому, что они не могут вовремя разобраться, с кем имеют дело. Они не замечают, что происходит с их дочерью, долго не отдают себе отчет в повышенном интересе Глебова к квартире, даче, лифту и прочим благам, которые Ганчуками заработаны, но которые не являются чем-то важным В их жизни (неоднократно подчеркивается, что главное достоние профессора - его уникальная библиотека). Когда Юлия Михайловна понимает, что собой представляет Глебов, уже слишком поздно. В отчаянии она даже пытается подкупить его настоящими «буржуазными» вещами - драгоценностями. Фактически Глебов не совершает предательства (бабушка своей смертью освобождает его от постыдного выступления на собрании), но готовность совершить предательство по существу предательство и есть. Тем не менее Глебов не ощущает за собой чувства вины, а если быть точнее — старательно вытесняет его из собственного сознания. Перед ним наконец открывается карьера, к которой он так долго стремился. И несмотря на то, что теперь, по прошествии стольких лет, он понимает, что тогда совершил подлость, это никоим образом не повлияет на его жизнь. Сожалея о совершенной подлости, он тем не менее будет пользоваться ее плодами, в отличие от того же Шулепы, которому хотя бы хватило мужества честно взглянуть правде в глаза. Источник: Родин И.О. Все произведения школьной программы в кратком изложении: 11-й кл./И.О. Родин, Т.М. Пименова. - М: АСТ: Астрель, 2009. 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 19444
| |