Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Шолохов М.А.

"Тихий Дон": анализ произведения Шолохова

  • Статья
  • Еще по теме

Огромность замысла "Тихого Дона" и выдающиеся художественные достоинства произведения сделали его одним из грандиознейших явлений мировой литературы XX века, справедливо (хотя и со значительным опозданием) отмеченным Нобелевской премией (1965). Обзорная характеристика романа-эпопеи заставляет сосредоточиться на основных моментах, оставив без должного внимания детальную характеристику образов-персонажей, каждый из которых в "Тихом Доне" отличается неповторимой индивидуальностью, присущими лишь ему чертами характера и особенностями их раскрытия.

В романе "Тихий Дон", анализ которого мы проведем, охвачен период жизни протяженностью десять лет - с 1912-го по 1922-й годы. Это было сложное, перешедшее в страшное время, и писатель показывает его именно таким. Иногда кажется, что Шолохов близок к натурализму, но это не так: просто он точен в описании жизни, а жизнь была именно такой, как показано в романе.

Среда донского казачества не идеализируется Шолоховым, наоборот, он показывает казаков такими, какими они и были: безумно храбрыми, не терпящими над собой никакой власти - и угодливо-послушно выполняющими самые нелепые требования; обладающими чувством собственного достоинства - и чванливо презирающими "мужиков" и "антилигентов"; способными на добрые, гуманные поступки и на страшные зверства (чего стоит здесь образ Дарьи!). Именно потому, что Шолохов досконально знал казачество, созданные им характеры, при всей их противоречивости, очень убедительны и жизненны, перед читателем открывается неведомый ему мир, неведомые ему люди, постижение жизненной философии которых становится открытием собственного народа, его сокровенных глубин - таких, как они есть, а не книжно-придуманных.

Для Шолохова принципиально важно, что между "белыми" и "красными" нет, в сущности, особой разницы - хотя, разумеется, тенденциозность автора очевидна, но талант-то его оказывается намного выше тех рамок, в которые он сам хочет (или не хочет, но вынужден?) его помещать. Поэтому гражданская война и показана как сплошная цепь страшных и бессмысленных изуверств, от которых нормальный человек может сойти с ума, но, будучи втянутым в них, становится маловосприимчивым к происходящему - возможно, такова защитная реакция души, истерзанной своей и чужой болью. И именно поэтому он любит своих героев и по-человечески сочувствует им, понимая, что, в сущности, все они - и победители, и побежденные (а кто из них кто?) - одинаково несчастны, ибо победа в гражданской войне невозможна, человек не может бороться с самим собой, народ не может заниматься самоуничтожением в братоубийственной войне и утешать себя тем, что он - народ-победитель...

Полнее всего мысль писателя о том, что не может быть правых и виноватых в гражданских войнах, выражена в трагическом образе главного героя эпопеи "Тихий Дон". Григорий Мелехов - это подлинно народный характер, в нем не просто слились, а накрепко перепутались самые противоречивые народные черты характера, делающие этот образ похожим одновременно и на былинных богатырей, и на каждого из героев романа. Тот ужас, который испытал Григорий в своем первом бою, когда он убил человека, тот кошмар, через который он прошел в ходе постоянной кровавой мясорубки, ожесточили его душу, но не лишили героя способности ощущать несправедливость - и нет для него никакой разницы, белые ее творят или красные, потому что сам он был и белым, и красным, сам он точно знает, что только человек отвечает за всё, что он делает, и мается своей виной тогда, когда ощущает себя виноватым, и пытается он понять, что же такое человек и для чего он на земле нужен. Личная трагедия Григория, потеря им любимой женщины и понимание своей вины за смерть нелюбимой, но самозабвенно любящей его жены Натальи, заставляет его вернуться туда, где его корни, и в этом отношении финал эпопеи мог бы быть признан оптимистическим, если бы не выжженная страданиями и потерями душа главного героя, которому предстоит научиться жить с такой душой и поднять своего сына, не дать угаснуть жизни на земле, казачьему роду, "мелеховской породе". Дорого заплатил Григорий Мелехов за всё, что он познал в жизни, и читатели сочувствуют этому самобытному, сильному человеку, причинившему в жизни так много зла тем, кто его любил, и себе самому.

До недавних пор в "Тихом Доне" усматривали противостояние "новой" и "старой" жизни с обязательным уходом последней и торжеством первой. Парадокс великого романа Шолохова заключается в том, что из огромной литературы о нём в бывшем советском литературоведении нельзя выделить работы, которые рассматривали бы его так, как он создавался (пусть и на подсознательном уровне, но это так!) автором - то есть с позиции приоритета общечеловеческих нравственных ценностей. В большей или меньшей степени, но "классовый" подход определяет точку зрения на роман, и сейчас, наверное, наступило время, когда должны появиться серьёзные исследования, в которых гениальное произведение одного из крупнейших писателей XX века, прожившего сложную, временами даже трагическую жизнь, будет осмыслено и понято так, что его общечеловеческий нравственный пафос восторжествует над превратными толкованиями правдивой истории о страшном времени в истории России.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

Понравился материал?
9
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6750